Как вы думаете, что было бы с детьми, если бы им никто и никогда не рассказывал сказок?.. А не кажется ли вам, что сегодня таких детей становится все больше и больше! Мы перестали рассказывать детям сказки, легко заменив эту процедуру, требующую от взрослых дополнительного времени, душевных сил и терпения, телевизором, компьютером!

      Слушая сказку, малыш наблюдает за взрослым, его мимикой и жестами. А между тем, для эстетического развития малыша крайне важно, чтобы он приобрел способность художественный образ «без посредников».

      Не отсюда ли берут свое начало проблемы в общении, которые существуют у многих детей, проблема отсутствия между ребенком и взрослым и, как следствие – возникновение отчуждения, той самой пропасти, которая увеличивается год от года в семьях, где не поддерживается тепло семейного очага, где игнорируется принцип «глаза в глаза».

      Произведения художественной литературы раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

     Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. 

Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомят его. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

       Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых.

       И эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений  по поводу прочитанных произведений. Родитель должен помнить: излишнее морализирование по поводу прочитанного приносит большой, часто непоправимый вред; «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть; интерес к нему пропадает. Нужно целиком довериться воспитательным возможностям художественного текста.

      При пересказе литературных произведений (сказки, рассказы) ребенок учится связно, последовательно и выразительно передавать интонационные средства выразительности в диалогах и для характеристики персонажей.

      В процессе изучения художественной литературы можно использовать самые разнообразные методы и приемы:

      работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры – драматизации, настольной инсценировкой. Эти же методы применимы для обучения рассказыванию.

      Речевой образец – правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность. Образец должен быть доступен для повторения, подражания. Речевой образец преподносят детям подчеркнуто, громко, неторопливо.

    Повторение – преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала взрослым, индивидуальные повторения ребенком, совместное повторение (взрослого или двух детей), а также хоровое.

     Объяснение – раскрытие  сущности какого-либо явления или образа действия. Наиболее широко применяется этот прием в словарной работе.

    Оценка детской речи – мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы оценка повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение.

     Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) – «кто? какой? где? как?» и поисковыми, требующие установления связей и отношений между явлениями – «почему? зачем? чем похожи?». Наглядные приемы – показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения).

    Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

     Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.

      Не только в детском саду, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка. Она способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления  о прекрасном.  

      Главной задачей ознакомления дошкольников с художественной литературой является воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умении слушать и понимать художественный текст, т.е. всё то,  что составляет основание, фундамент для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.  По мнению многих психологов  (О.Никифоровой,  Л. Выготского) именно дошкольный период рассматривается как первая ступень в литературном развитии будущего «большого, талантливого» читателя. Но надо помнить, что эту работу нужно проводить и дома – это  семейное чтение книг, беседы по содержанию, зарисовки понравившихся сюжетов, заучивание стихов. Сегодня, когда наши дети только постигают азы художественной литературы, необходимо помочь им полюбить книгу. В этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребенком, совместно решать проблемные ситуации. А как нужна ребенку ваша помощь при выборе книги и дома, и в библиотеке! Об этом не следует забывать, Нам взрослым.   Читайте книги с ребенком, рассматривайте картинки, находите смешные несовпадения, задавайте вопросы. И помните,  книги – это наши друзья и верные помощники. Мы – дети и взрослые - любим книгу. Она помогает нам лучше узнать и  понять друг друга.  Детство неизбежно уходит от нас, а книги остаются с нами навсегда… 

 

Категория
Методические разработки
Родителям