Подготовили педагоги дополнительного образования  МАДОУ ЦРР-д/с № 14  Кравцова Н. Ю. и Ирхина Г. А.

С раннего детства книга входит в жизнь ребенка. Каждое прочитанное  малышу произведение не только его развлекает, но и воспитывает умственно, эстетически, нравственно. Но для чтения  подобрать правильную книгу  не так уж просто. 

В рестоматиях, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, включены , в основном стихи и рассказы, ставшие классикой, выдержавшие испытание временем. Но вполне естественно, что чтение  для детей не может быть ограничено только данными произведениями.

В Основной образовательной программе МАДОУ в  части, формируемой  участниками образовательного процесса,  уделено значительное место для  регионального компонента,  где мы  знакомим дошкольников с культурой и традициями нашего региона, Краснодарского края, через все виды деятельности. А, как известно, дошкольное образование занимает особое место в приобщении  к народной и региональной культуре: оно, выступая первой ступенью в системе непрерывного образования и представляя собой фундамент, на котором базируется обучение и воспитание в школе, должно обеспечить развитие личности ребенка в контексте народной региональной культуры.

Решить данную задачу без опоры на произведения кубанских писателей и поэтов, практически  невозможно. Именно  здесь мы находим материал для чтения  детям  на самые различные темы:  о родном городе, его истории,  удивительном мире кубанской природы, труде людей .   Содержательные, отмеченные пониманием детской психологии и художественным проникновением во внутренний мир ребенка произведения, помогают  понять, что такое патриотизм, что  «хорошо » и что  «плохо», увидеть красоту и богатство окружающего мира, познавать что-то  новое, заставляют ребенка размышлять о самых разных  вещах.  А свое, родное,   всегда понятнее, воспринимается  легче, радует  душу.

Первые книги, с которыми мы знакомим малышей – это сказки. Сказка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Это первое звено той цепи, которое связывает человека со всеми предыдущими поколениями, да и со всем человечеством. Сказки искренни, в то же время мудры и поучительны. Они высоко поэтичны и нравственны. А значит, они могут помочь ребенку освоить мир человеческих чувств, отношений, сформировать гуманные и этические представления, развить коммуникативные навыки . 

Прочитанные произведения обязательно закрепляются в игровой, художественно-творческой деятельности.  Одним из любимых произведений детей стала кубанская сказка «Кныш», поэтому мы решили драматизировать с детьми это произведение.

«В станице в казачьей, да в куреньке в белёном жили - солнышку радовались дедушка и бабушка. И вот однажды старый казак говорит своей супружнице:

-Завела бы ты кныш со шкварочками!

-Та я зараз,- говорит старуха.

Замесила теста полную макитру и поставила подниматься, а сама задремала на порожках. Тесто пыхтело- пыхтело, через край чашки перелезло и айда огородами на выгон.

 А там Лиса Патрикеевна кругами ходит, кочета выглядывает. Глядь, по дороге тесто растекается, цыбарку подхватила и к нему:

-Залезай, говорит,- ко мне в гости пойдём!

А тесто в ответ:

-Лиса, посмотри, какая карга на плетне сидит!

Пока Патрикеевна головой крутила, тесто убежало. Катится дальше, пыхтит, на солнышке подходит.

Навстречу ему порося бежит. Увидало, какая вкуснотища без пригляду бегает, и давай себе на баз заворачивать. А тесто то кренделёчком сложится, то сушкой, то пампушкой, как будто бы дразнится. У порося аж дух занялся, а тесто прыг в канавку и дальше покатилось.

Добралось до речки, устало, легло на бережку, кнышом свернулось и уснуло. А солнце уж в зенит вошло, жарит неимоверно. Стал кныш подрумяниваться.

Бабуля в это время проснулась, потянулась и пошла в курень. Смотрит, а макитра пустая. Погоревала- погоревала, да делать нечего, пошла по станице пропажу искать. У кого ни спросит - никто не видел. Пришла на бережок, а там кныш готовый лежит, румяный да горячий. Обрадовалась старушка, схватила его и бегом домой, а дед её уж у плетня встречает.

Словарь:  КУРЕНЬ – казачий дом;

КНЫШ – казачий хлеб;

 ШКВАРКИ – остатки от вытопленного сала;

 ЦЫБАРКА – ведро;

КАРГА – ворона;

ЗАРАЗ – сейчас. 

Категория
Родителям