При построении  эффективного взаимодействия  с родителями необходимо учитывать некоторые важные моменты:
1. Создание у  родителей объективного  положительного образа ребенка. Учитель-логопед  никогда не должен предъявлять родителям жалобы на ребенка. Даже если ребёнок не справляется с чем-то, или испытывает те или иные трудности в обучении, задача педагога найти то положительное, что есть у ребёнка, с чем он неплохо справляется, и на основе этого решать те или иные проблемы. В беседе  с  педагогом родитель не должен чувствовать, что его ребёнок хуже других детей. Педагог никогда не должен  сравнивать одного ребёнка с другим. Но в то же время логопед не должен замалчивать и скрывать от родителей важную информацию о тех или иных проблемах, связанные с их ребёнком. Родители должны быть полностью информированы о развитии ребёнка и задача логопеда  найти такой подход  к каждому родителю  и так   донести эту информацию  до родителей, чтобы она не была воспринята отрицательно.
2.  Передача  родителям знаний о ребенке, о его  жизни  в ДОУ. Логопед систематически должен сообщать родителям информацию об успехах обучения и трудностях   развития их  ребенка в логопедической группе, особенностях общения его с другими детьми, знакомить с  результатами коррекционной  деятельности.
3. Установление доверительных отношений. Об установлении позитивного взаимодействия можно говорить в том случае, если  родители  начинают доверять педагогу  свои  проблемы  и сложности в воспитании и обучении ребенка. На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая своих оценок. Нужно помнить, что полученная  от родителей информация строго конфедициальна и её можно   использовать  только для организации позитивного взаимодействия.
4.  Совместная работа по   формированию и развитию  личности ребенка. Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей  может  давать советы  и рекомендации родителям.
Современные формы работы логопеда с родителями в ДОУ по преодолению речевых недостатков. 
Родительские собрания. Данный вид взаимодействия остаётся актуальным и сегодня. Родителям предлагаются различные  темы собраний:  «Результаты обследования речи детей на начало учебного года»,"Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы", "Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе", "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму", "Итоги коррекционной работы за год". Родительские собрания могут быть организованы, например,  в форме «круглого стола» или «логопедической гостиной». Самое главное создать доверительную и положительную атмосферу, чтобы каждый родитель мог почувствовать себя комфортно.
Ведение домашних  тетрадей совместной деятельности.  Данный вид взаимодействия очень ценен для специалиста ещё и тем, что здесь можно проследить  эффективность  организации   взаимодействия  всех участников образовательного процесса.  Тетрадь для домашних заданий  является связующим звеном в  системе  «логопед-ребёнок-родитель». Логопед предоставляет родителям возможность  проследить динамику  обучения ребёнка, организовать их участие в выполнении домашнего задания. Данный вид работы считаю наиболее оптимальным способом взаимодействия  с родителями. Родитель  в полной мере становится участником  коррекционного процесса. Помогает ребёнку в выполнении тех или иных заданий, знает на каком этапе обучения находится его ребёнок, знает что у ребёнка не получается, а с чем ребёнок хорошо справляется. В свою очередь логопед имеет возможность оценить  степень участия и желание участвовать родителей в коррекционном процессе по качеству выполняемых домашних заданий.   Давая каждому ребёнку своё индивидуальное задание, логопед имеет возможность в полной мере реализовать индивидуальный подход. Ведение домашних тетрадей напрямую оказывает влияние на результативность работы логопеда.
Создание групп активных родителей в различных интернет-сообществах.

Данный вид взаимодействия становится наиболее актуальным и популярным в последнее время. Всеобщая доступность к  интернет-ресурсам позволяет учителю-логопеду поддерживать связь с родителями воспитанников, пусть и на расстоянии, а родителя в свою очередь,  быть в курсе  новостей, делится друг с другом информацией об образовательном процессе даже при ограниченном времени и невозможности непосредственного участия в жизни ребёнка в ДОУ.
Домашние игротеки. Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".
Копилка методических рекомендаций. Хорошо себя зарекомендовала  в организации домашней работы родителями в группах компенсирующей направленности. Каждую неделю в копилку добавляется новая информация, рекомендуемые задания для родителей, стихи, загадки  по закреплению тех навыков и умений, которыми овладели дети за некоторый промежуток времени. Это позволяет родителям увидеть чему ребёнок обучался на текущей неделе и продолжить работу дома по закреплению этих навыков.
Дни открытых дверей. Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще стоит поработать. Часто логопед сам приглашает родителей на такие занятия.
Родительские пятиминутки.  Рекомендуются при работе как в логопедической группе, так и на логопункте, где родители получают возможность кратковременной личной консультации.
Совместные проекты. Позволяют всем участникам образовательного процесса проявить себя с новой стороны, раскрыть новые возможности для реализации своих умений и навыков. Проекты позволяют разнообразить и насытить   образовательный процесс, сделать его более интересным. В проектах активно принимают участие и родители, и дети и, конечно же, специалисты. Например, родители совместно со своими детьми активно участвуют в создании книг  сказок о весёлом язычке, создают иллюстрации к книжкам-раскладушкам   и т. д.    
Использование коммуникационных сервисов социальных сетей и мессенджеров для общения с родителями.
 Позволяет логопеду осуществлять эффективную обратную связь с родителями. Родитель имеет возможность в любой момент задать  интересующий вопрос специалисту и получить быстрый ответ без личной встречи с ним.  Данный вид взаимодействия необходим для родителей  сильно занятых, которые не имеют возможность лично встретится с логопедом, а также для родителей, которые в силу разных причин боятся или стесняются задать тот или иной вопрос.
В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства: - специальные логопедические уголки «Говорим правильно» «Советы логопеда»; - информационные стенды; - тематические выставки книг; - пособия, памятки, образцы выполненных заданий.
Они содержат полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой. Минимум раз в неделю материал на стендах обновляется. При оформлении стендов используются не только рисунки, надписи "от руки", но плакаты и фотографии.
Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.
Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.
Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.
В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
При реализации новых видов взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Анализ  результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных партнерских  отношений, осознание родителями своей роли  в обучении и воспитании ребенка. В итоге  достигается главная цель этого взаимодействия  – обеспечить максимально благоприятные условия для полноценного и всестороннего  развития ребёнка.

Категория
Методические разработки