Воспитатель: Фёдорова Н. А.

Цель: Дать детям знание о функциях органов зрения и их внешнем строении (глаза видят, их форма, цвет). Пока­зать детям, что полезно, а что вредно для глаз. Воспитывать у детей бережное отношение к своему зрению и к зрению других людей. Раз­вивать речь детей.

Методические приемы: загадывание загадки, беседа с детьми, самонаблюдение, ди­дактические игры «Силуэты», «Назови, что запомнил», использова­ние художественной литературы, разучивание гимнастики для глаз, физкультминутка.

Словарная работа: Зрачок, радужная оболочка, зрачок.

Предшествующая работа: Занятие «Сколько глаз у стрекозы» (о глазах животных), рассматривание своих глаз в зеркале.

Оборудование: сундучок с очками, иллюстрации с изображением глаза и его строения, дидактические игры «Силуэты» (карточки с си­луэтами деревьев, посуды, игрушек и др. предметов) и «Назови, что запомнил» (сюжетная картинка со многими предметами), карточки с моделями для закрепления правил ухода и безопасного обращения с глазами.

Ход занятия:

Воспитатель: Смотрите, что я принесла сегодня на занятие - сунду­чок! Там что-то есть. Не открывается. Может, надо сказать волшебные слова? Какие вы знаете? (Ответы детей). Давайте хором скажем: «Ну-ка, ключ волшебный мой, сундучок скорей открой! Раз, два, три, ото­при!» Вот и открылся. Что там? Отгадайте загадку, узнаете.

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седелка на носу?

Дети: Очки!

Воспитатель достает очки: Вы знаете, кто носит очки? Зачем они нужны людям? (Ответы детей). А кто из сотрудников нашего детско­го сада носит очки? А у кого из вас дома родные ходят в очках? (Ответы детей). Хорошо это или плохо - ходить в очках? Почему? А вот послушайте, как один мальчик очень хотел ходить в очках. (Читает стихотворение А. Барто «Очки»).

Да, очки людям помогают видеть. А как устроен наш глаз, как он видит, хотите узнать? Рассматривают рисунок глаза.

- Что это за черный кружок в глазу? Это зрачок. Зрачок - это ма­ленькое окошко, через которое свет попадает в глаз, дальше по нер­вам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит. Зрачок очень «умный» - если на улице яркий свет, если снег сверкает так, что глазам больно, то зрачок сужается, делается очень маленьким (показывается картинка). Много света для глаз вредно. Поэтому ле­том все носят темные очки. А когда наступает вечер, на улице темне­ет, зрачок расширяется - делается большим, широким. Ведь через большое окно проходит больше света (показывается другая картинка – глаз с широким зрачком). А вот это цветное колечко вокруг глаза назы­вается радужная оболочка. Посмотрите друг на друга,  какого цвета она у вас? (Ответы детей).

Вокруг глаза расположены реснички. Потрогайте их, только осто­рожно, чтобы не сломать. Кто знает, зачем они нужны? (Ответы де­тей). Да, реснички защищают глаза от пыли, соринок. Если на улице пыльный ветер в лицо дует, что все делают? Прищуриваются. Как? Посмотрите друг на друга, какими стали ваши глазки? Как щелочки. Пушистые реснички закрыли глаза и никакой соринке не попасть. А если все-таки попадет? Мы начинаем часто-часто моргать, соринки сдвигаются верхним веком вниз, а слезинки смывают их к носу. Можно промыть глаз водой или использовать чистый платочек. Бро­ви нужны тоже не для красоты, они не дают стекающему со лба поту заливать глаза.

Проводится физкультминутка:

Вы сидеть-то не устали?

Ну-ка встали! Сели, встали!

Вместе руки поднимите!

Превосходно! Опустите!

Наклонитесь, разогнитесь!

Потянитесь, улыбнитесь! И садитесь!

- А теперь гимнастика для глаз (проводится игра «Силуэты»). Я быстро (1 -2 сек.) показываю вам картинки, а вы называете то, что виде­ли.

- Молодцы! А теперь задание на внимательность (дидактическая иг­ра «Назови, что запомнил»). 1 минуту дети рассматривают картинку, которая затем убирается. Отвечают на вопросы по памяти: какие предметы они запомнили. Ответы затем сравнивают с образцом-картинкой.

Воспитатель: Вы хорошо поработали, молодцы! Я похвалила вас, и ваши глазки стали радостными. Посмотрите друг на друга с радо­стью. А какие еще бывают глаза? Грустными, печальными. Покажите мне такие глазки. Будьте внимательны и по глазам вы определите, ка­кое у человека настроение. Вы хотите, чтобы ваши глазки не болели, всегда улыбались, и вам не пришлось бы идти к глазному врачу-окулисту? Тогда запоминайте, за мною повторяйте, и пальчики заги­байте: (воспитатель читает правила и показывает карточки-модели).

Чтобы глазки не болели,
Веселей всегда смотрели,
Надо глазки утром мыть, (это раз)
Вымыть на ночь, не забыть! (это два)
Меньше мультиков смотреть! (это три)
Кулаками не тереть, (четыре)
Палкой длинной не махать! (это пять)

Дети рассматривают картинки, повторяя каждое правило, объясняя, почему это можно или нельзя делать.

Воспитатель: Мы с вами много работы даём для глаз. Они устают. Поэтому люди специально для глаз придумали гимнастику. Сейчас мы ее разучим. Как только почувствуйте, что глаза устали, сразу на­чинайте делать такие упражнения:

Гимнастика для глаз.

1.     Зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их. Повтори это 4-6 раз.
2.     Поглаживай в течение 1 минуты веки подушечками пальцев.
3.     Делай круговые движения глазами. Повтори 10 раз.
4.     Вытяни вперед руку. Следи взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом также медленно отодвигая обратно. Повтори 5 раз.
5.     Посмотри в окно, найди самую дальнюю точку и задержи на ней взгляд в течение 1 минуты.
6.     Быстро моргай вы течение 1 -2 мин. 

Воспитатель: Итак, о чём мы с вами сегодня говорили? О глазах, о том, как нужно их беречь. Мы познакомились с гимнастикой для глаз. Я думаю, вы всегда будете помнить об этих правилах, и вам никогда не придется носить очки. Берегите свои глаза и глаза ок­ружающих людей!

Категория
Родителям