Воспитатель Фёдорова Н.А.
Цель: Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, благородное отношение к труду людей, участвующих в выращивании хлеба.
Задачи:
- Познакомить с различными профессиями и техникой, уточнить и закрепить представления детей о выращивании хлеба ( зерновых культур);
- Развивать связную речь детей: активизировать в речи прилагательные, учить образовывать однокоренные слова, обогащать словарь прилагательными;
- Активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорками;
- Координировать речь детей с движениями;
- Развитие памяти и слухового внимания.
Предварительная работа:
- Экскурсия на кухню в день выпечки булочек;
- Лепка из слоёного теста;
- Заучивание стихов, пословиц, поговорок о хлебе;
- Рассматривание иллюстраций.
Ход.
В: Дети, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся.
Д: Здравствуйте!
В: С давних пор гостей встречали самым дорогим - ХЛЕБОМ С СОЛЬЮ! (Слайд )
Дети водят хоровод:
Для гостей любимых наших, испекли мы каравай,
Вот такой вышины, вот такой нижены,

Вот такой ужины, вот такой ширины,
Каравай, каравай, всем здоровья пожелай!!!
Дети читают стихи:
Вот он - хлебушек душистый, вот он - тёплый, золотистый.
В нём здоровье наше, сила в нём чудесное тепло,
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нём Земли родимой соки, солнце свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырём!
В: Давайте подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб.
Д: Ответы детей: вкусный, мягкий, белый, чёрный, свежий, душистый, ароматный, аппетитный, пахучий, хрустящий, витаминный, зерновой, самый главный на каждом столе.
В: Хлеб - наша главная еда, которую нельзя заменить ничем другим. Про него с уважением говорят: « Хлеб всему голова!» (Слайд )
Дети читают стихи:
У народа есть слова: « хлеб - всей жизни голова!»
Славится он первым на земле, ставится он первым на столе.
В: А какие пословицы о хлебе знаете вы?
Д:
Хлеб на стол, так и стол – престол.
Хлеба ни куска, так и стол - доска.
Худ обед, если хлеба нет.
Гречневая каша – матушка наша.
Хлебушек ржаной – наш отец родной.
Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
Хлеб кушай и добрых людей слушай.
Хлеба к обеду в меру бери, он – драгоценность, им не сори.
В: Но хлеб – это не только еда. В нём труд многих людей. Люди, которые взращивают хлеб называются хлеборобами . Родится хлебный каравай на широком поле.
Дети читают стихи:
Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.
Игра « Назови какое?»
Поле с рожью – ржаное;
Поле с пшеницей – пшеничное;
Поле с ячменём – ячменное;
Поле с овсом – гречишное;
Поле с гречихой - гречишное;
Поле с кукурузой - кукурузное.
В: Выращивать хлеб помогают сильные машины. Сначала по полю пройдёт трактор с плугом. ( Слайд ) Что трактор делает с землёй?
Д: Трактор землю пашет, боронит. ( Слайд )
В: Как называется профессия человека, который работает на тракторе?
Д: На тракторе работает тракторист.
В: Вот земля стала мягкой, рыхлой. Теперь можно что делать?
Д: Когда землю вспахали, можно сеять.
В: В старину это было так: к этому событию готовились. Мылись в бане. Надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке семена пшеницы или ржи. Вот идёт сеятель по полю, набирает полную пригоршню семян и через каждые два шага разбрасывает их веером слева направо. ( Слайд )
В: Давайте представим себе, что мы сеятели. Как вы думаете, какая должна быть погода?
Д: Погода должна быть хорошая, безветренная.
В: Почему?
Д: Чтобы семена не относило в одну сторону.
В: Вот и надеялись люди на хорошую погоду, что солнце и дождь в меру и песенку пели:
Дождик, дождик поливай,
Будет хлеба каравай
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.
Это было раньше так.
В: А сейчас что цепляют к трактору?
Д: К трактору цепляют сеялку.
В: И в земляные борозды ровными рядами упадут зёрна.
Психогимнастика
В землю зёрнышко упало (приседают )
Прорастать на солнце стало ( руки над головой ладошки вместе )
Дождик землю поливал ( встряхивание кистями рук )
И росточек подрастал ( медленно встают )
К свету и теплу тянулся ( встать на носочки )
И красавец обернулся ( руки на пояс, повороты вправо влево ).
В: Всё лето зёрна созревают в колосьях. Поле в это время очень красивое, золотое. ( Слайд )
Д: Стихотворение
Котик – кот,
Иди к доске,
Расскажи о колоске.
Котик: Колосок, мои друзья
Он усатенький, как я.
Работы детей, которые они сделали после чтения и драматизации «Колосок».
В: Пришло время убирать хлеб с поля. Раньше это делали так: мужчины брали косы, женщины серпы. Колосья срезали вручную и собирали в снопы. Когда снопы высыхали, начиналась молотьба.
В: Не гром грохочет, не пальба
Идёт грохочет молотьба.
Давайте постараемся проговорить чистоговорку.
Чистоговорка «Ч»:
Чу –Чу –Чу - я зерно молочу ( дети стучат кулаками друг о друга )
Чу –Чу –Чу - жернова кручу ( потирают ладони друг о друга вращательными движениями )
Чу –Чу –Чу - муку получу ( щёлкают пальчиками )
Ач –Ач –Ач - испеку калач ( «пекут пирожки» - то одна рука сверху, то другая )
Чо –Чо –Чо - в печке горячо ( то вытягивают руки вперёд, развернув ладони от себя, то прижимают их к груди )
Ачики –Ачики - вкусные калачики ( хлопают в ладоши )


В: Так было раньше, а в наше время, какая техника выходит на поля убирать урожай?
Д: Убирать урожай на поля выходит зерноуборочные комбайны. ( Слайд )
В: Кто работает на комбайнах?
Д: На комбайнах работают комбайнёры.
В: Комбайны срежут стебли, отделят зёрна от колосков. На поле останутся копны жёлтой соломы, а зерно погрузят в машины и увезут на элеватор, где сушат и очищают семян сорняков.
В: Потом зерно попадает куда?
Д: Зерно попадает на мельницу или на мукомольный комбинат. ( Слайд )
В: Кто там работает?
Д: Там работает мельник или мукомол. ( Слайд )
В: Там из зерна мелют муку. Какую?
Из ржи - ржаную
Из пшеницы - пшеничную
Из овса - овсяную
Из ячменя - ячменную
Из кукурузы - кукурузную
Из гречи - гречневую
В: Куда дальше повезут муку?
Д: Муку повезут на хлебозавод.
В: Давайте поиграем в игру « Не ошибись». По заданной схеме, нужно доехать до места назначения, а место назначения «Хлебозавод». Кто желает, пожалуйста. (руль ). 3 схемы. Музыка.
В: Муку вывезли на хлебозавод, где испекут много разнообразной продукции. Давайте и мы поможем печь.
Физкультминутка ( пальчиковая гимнастика )
Из пшеничной из муки
Испекли мы пироги ( пекут )
Плюшки, пряники, печенье
Кексы, торты, калачи ( загибают пальчики )
Булки, бублики, баранки ( произносят медленно )
И достали из печи ( одновременно протягивают обе руки )
Вот румяный каравай ( соединяют руки в каравай )
Приходите к нам на чай ( поклон от груди
В: Послушайте внимательно текст и назовите слова – родственники, слова –звучащие одинаково.
Я у мамы не нахлебник, в магазин схожу за хлебом.
Захвачу и хлебный квас, два пакета про запас.
В хлебницу весь хлеб сложу, затем маму подожду.
Хлебушка кусок отрежу, маму чаем угощу.
Д: Нахлебник, хлеб, хлебный, хлебница, хлебушек.
В: Какие слова – родственники вы ещё можете назвать?
Д: Хлебороб, хлебопечь, хлебозавод, хлеборезка, хлебосольный, хлебобулочные, хлебоуборочный.
В: А знаете ли вы, чем пахнет хлеб? Ломоть ржаного, трудового хлеба?
Д: Он пахнет полем, печкой, небом, а главное работой пахнет, хлебом.
В: Вот какой долгий и трудный путь хлеба к нашему столу. Поэтому нам надо очень бережно относиться к хлебу. С древних времён к хлебу относились по особому. Его сравнивали с золотом, солнцем, самой жизнью.
От слова «ЖИТЬ» народ произвёл название ржи и пшеницы - ЖИТО.

Необходимо всегда всем помнить, чтобы вырастить урожай зерновых культур, надо много трудиться, любить родную землю, ценить труд хлебороба

Категория
Родителям