Подготовил учитель-логопед Киселева Э.А.

Число детей с дефектами речи постоянно увеличивается. В связи с этим возрастает потребность в совместной работе логопедов и воспитателей дошкольных учреждений.

Логопедическая работа в дошкольном учреждении общеобразовательного типа включает в себя несколько направлений. Это и преодоление нарушений речи у детей, и предупреждение их возможных вторичных проявлений, и их профилактика, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и стимуляция других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление. Зачастую вся логопедическая работа воспринимается как некие действия, направленные на исправление произношения, поскольку нарушения звукопроизношения воспринимаются окружающими в первую очередь и вызывают наибольшее беспокойство родственников ребёнка. Но при таком подходе часто не рассматриваются другие направления работы логопеда.

Среди причин речевых нарушений можно выделить:

  • ухудшение экологической обстановки;
  • дефицит йода и фтора;
  • патологии беременности;
  • родовые травмы;
  • ослабленное здоровье детей;
  • различные социальные причины.

Среди социальных причин появления речевых нарушений, прежде всего следует назвать снижение уровня звуковой культуры  общества в  целом. Наши дети слышат не только не правильно оформленную речь, но и далеко не литературные выражения. Оставляет желать лучшего и содержание программ телевидения и видеокассет.

Неправильное речевое окружение и воспитание может стать причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький ребёнок воспринимает языковую норму родного языка и артикуляцию, у него формируется неправильное или неточное воспроизведение речевых звуков.

Нарушение звуковой культуры речи, возникшее в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря, нарушение грамматического строя речи. Любое нарушение речи может отразиться на деятельности ребёнка в целом.

По мнению многих специалистов, раннее начало правильного звукопроизношения помогает предотвратить многие нарушения речи, а также выявить у детей другие, более сложные речевые дефекты.

Речь ребёнка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. И большая роль в её формировании принадлежит воспитателям дошкольных учреждений. Если одна задач логопеда – это коррекция, исправление дефектов речи при неправильном её развитии, то воспитатель должен заниматься её формированием при нормальном стечении обстоятельств. Программа д/с  предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя. Связности, звукопроизношения. Таким образом, воспитание звуковой культуры речи составляет часть системы работы по её развитию. Основные компоненты звуковой культуры речи – это её ритмико-мелодическая сторона (интонация), и звуки (система фонем).

              Работа по формированию звуковой культуры речи включает в себя несколько этапов:

  • подготовительный;
  • появление звука;
  • усвоение и автоматизация звука (его правильное произношение в связной речи)

             Два первых этапа включают в себя:

  • формирование слухового внимания;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук у детей;
  • усиление подвижности артикуляционного аппарата;
  • уточнение артикуляции и произнесения звука или его вызывание по подражанию.

В детском саду широко используются различные игры на формирование слухового внимания, пальчиковые игры, сопровождаемые речёвками, представлена предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук. Но при обследовании детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи, выявляются слабые мышцы пальцев рук, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут её удержать. Особые трудности вызывают задания на смену пальчиковых поз, соблюдение заданного темпа в движениях. При коллективном проведении пальчиковых игр дети неточно выполняют движения, не осознают дискретные (отдельные) положения пальцев, отвлекающим моментом служит и речевое сопровождение игры. В связи с этим целесообразно ежедневно проводить пальчиковую гимнастику, которая включает в себя комплекс отдельных или чередующихся в определённом порядке и темпе поз и движений для пальцев рук. Это позволит более комплексно развивать их мелкую моторику. 

Категория
Родителям