Самообслуживание – это освоение ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук.
Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания жизненно необходимо для полноценного развития ребенка.
Формирование полезных привычек - это кропотливый труд, который требует от взрослого много времени и терпения. Но от результата этого труда зависит здоровье ребенка. Его успешная социальная адаптация (сначала в детском саду, а потом и в школе), а также эмоциональное благополучия взрослых.
Самообслуживание формируется под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребёнок легче адаптируется к жизни в современном обществе. Формирование у детей раннего возраста навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей.
Самообслуживание связано с простыми операциями, что облегчает выполнение действий по умыванию, одеванию, приёму пищи.
Базовые навыки самообслуживания
Навыки опрятности:
1. При небольшой помощи взрослых пользоваться: носовым платком; полотенцем; горшком; расчёской; салфеткой.
2. Замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослых.
Навыки приёма пищи:
1. Жевать с закрытым ртом.
2. Пользоваться ложкой (умение держать ложку, набрать в неё еду, поднести ко рту).
3. Пить из чашки, держа её двумя руками.
4. Брать самостоятельно, откусывать кусочки хлеба.
Навыки одевания и раздевания:
1. Умение одевать (снимать) различные предметы одежды в определённой последовательности при небольшой помощи взрослых.
2. Застёгивание пуговиц, завязывание поясков, бантов на одежде при небольшой помощи взрослых.
УЧИМСЯ УМЫВАТЬСЯ
· Завернуть рукава одежды
· Взять мыло и намылить руки – сделать белые перчатки
· Смыть мыло под струей воды
· Вымыть лицо (взрослый называет каждую его часть). Учимся сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, с усилием «выдуть» струю воздуха.
· Еще раз обмыть руки водой
· Снять полотенце
· Насухо вытереть лицо и руки (взрослый называет части тела и лица, которые вытираются)
· Предложить посмотреть в зеркало: «Вот какой я чистенький»
УЧИМСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОЛОТЕНЦЕМ
Предложить ребенку
· Снять полотенце с крючкаХочу такой сайт
· Положить его на одну руку, затем «спрятать» под него вторую руку
· Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, наложить на него, прижимая, касаться каждой части лица
· Освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движением руки, спрятанной под полотенцем
· Поменять руки местами
Все действия сопровождаются оживленным разговором с малышом и, при необходимости, показом.
УЧИМСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ НОСОВЫМ ПЛАТКОМ
· Знать назначение носового платка
· Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению
· Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению
· Находить носовой платок в кармане платья, кофты, и т.п.
· Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать его по назначению
· Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман
· Обращать внимание на чистоту носового платка
УЧИМСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ РАСЧЕСКОЙ
· Знать свою расческу и место, где она лежит
· Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования
· Исключить возможность пользования чужой расческой
УЧИМСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЗЕРКАЛОМ
· Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду)
· подводить малыша к зеркалу, обращать внимание на чистоту одежды и лица.
Для формирования навыков самообслуживания необходимо:
Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов гигиенических процедур;
Пример взрослого (нужно постоянно помнить о том, что дети раннего возраста очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным (воспитатель использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание));
Поощрение помогает ребенку утвердится поверить в свои силы (особенно в освоение новых навыков);
Показ и объяснение (показ должен сопровождаться пояснением, причем необходимо четко делить новое действие на операции, выделяя сначала наиболее важное, а потом незначительное);
Упражнение и контроль (упражнение: без него ни один навык не может быть сформирован, т.к. только в активной деятельности каждого ребенка создаются и закрепляются динамические стереотипы; контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков; следует проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом; отсутствие контроля ведет к формированию у детей лишь отдельных навыков.);
Игровые приемы (позволяют более активно воздействовать на малыша; игровые приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей; помогает закрепить имеющиеся навыки, хороши дидактические игры, игра «в ошибки»)
Таким образом, воспитание навыков самообслуживания – задача сложная, требующая систематичности и большого терпения. Все указания необходимо давать в спокойном тоне, вызывающем у ребёнка положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками.
Очень важно чтобы взрослые подавали ребенку пример и сами всегда их соблюдали.