Подготовил:
Киселева Элла Анатольевна,
учитель-логопед,
МАДОУ ЦРР-д/с № 14.

Современная жизнь требует от детей, идущих в школу, хорошо ориентироваться в окружающем мире, творчески мыслить, читать и считать. Поэтому важно построить процесс подготовки ребенка к школе правильно.
Существует много методик развития интеллекта дошкольников, обучения их чтению и счету, но все они рассчитаны на детей, не имеющих патологии в развитии. Ни для кого не секрет, что в современном мире появляется все больше детей, имеющих речевые нарушения. А дефекты речи ведут за собой появление специфических ошибок при чтении и письме.
Используя опыт многих педагогов, психологов, логопедов можно обучать детей чтению, счету и письму, предупреждать в дальнейшем дисграфию и дислексию, используя следующие игровые задания. Заниматься можно с детьми, имеющими речевые нарушения и со здоровыми детьми.
На начальном этапе обучения наибольшей эффективностью обладают сюжетные игры и игры - драматизации ( «Почтальон», «Магазин», «Автобус» и др.)
Игра «Магазин» в процессе обучения чтению проводится несколько раз. Например, при изучении темы «Овощи и фрукты» детям-покупателям раздаются гласные буквы А, О, У, а ребенку -продавцу - картинки с овощами и фруктами. Дети -покупатели по очереди подходят к продавцу и выбирают себе товар, название которого начинается с соответствующего звука. Ребенок-покупатель: «Здравствуйте! У меня буква А, продайте мне апельсин, потому что его название начинается со звука А»
Аналогично эта игра проводится при изучении темы «Игрушки». Дети получают карточки с согласными буквами и учат вычленять уже не гласный, а согласный звук и соотносить его с соответствующей буквой.
При изучении темы «Мебель» проводится игра «Кукольный домик». В игре используется игрушечный домик с мебелью. Взрослый рассказывает, что кукла переезжает в новую квартиру и ей надо расставить мебель. Сначала надо расставить мебель, в названии которой есть один слог (стол, стул, шкаф). Потом расставляется мебель, в названии которой два слога (диван, кресло, кровать), затем - три слога (зеркало, полочка). Дети ищут нужные картинки-предметы и расставляют их.
Важно начинать обучение звуковому анализу и синтезу с первых же дней работы с ребенком, причем на основе одновременного изучения звука, его артикуляции и графического изображения (буква). Обучение строится на основе максимального использования зрительного и двигательного анализаторов. Собственноручное написание букв, слогов и слов дает возможность увидеть и кинестетически ощутить графическое изображение выделяемых звуков.

На первом этапе обучения ребенок знакомится с гласными буквами А, О, У, И, выделяет их из начала слов. В дальнейшем происходит изучение согласных, с одновременным прочтением слогов и слов.
На втором этапе обучения большое внимание уделяется слоговым таблицам. На третьем этапе совершенствуется техника чтения и большое значение уделяется развитию устной речи (Составление распространенных предложений, чтение и запоминание скороговорок, пословиц).
Каждое занятие начинается с пальчиковой гимнастики с одновременным проговаривание текста. Использование штриховок во время занятий позволяет развивать мелкую мускулатуру кистей рук, что необходимо при подготовке к письму.
Обогащение словаря проводится по определенной лексической теме и связано с чтением новых слов. Развитие связной речи способствует работа по схемам и таблицам.

Категория
Родителям