Подготовил: учитель-логопед МАДОУ ЦРР-д/с № 14 г.Кропоткин Киселева Э.А.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в детском саду, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического слуха.
Его формирование осуществляется с самых первых этапов логопедической работы.
Перечислим их:
-узнавание неречевых звуков;
-различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетание слов и фраз;
-различение слов, близких по звуковому составу;
-дифференциация слогов;
-дифференциация фонем;
-развитие навыков элементарного звукового анализа.
Далее идет работа по развитию функций фонематического анализа. Для закрепления мы предлагаем мини-кросворды. Их могут использовать воспитатели как фрагмент занятия или родители как часть досуговой деятельности.
Примеры мини-кроссвордов.
С |
||
Д |
С «С» варю из круп и овощей.
С «Д» -среди деревьев долгожитель, ветвист, высок и всех мощней.
О |
||
Ы |
Где «О», в этом месте я живу.
Где «Ы» - из трубы я выхожу.
Г |
||
П |
С «Г» поиграем мы в футбол, забиваем ловко…
С «П», прежде чем играть в футбол, мы помоем дома ….
С |
||
Ж |
С «С» на дереве расту,
С «Ж» по дереву ползу.
У |
||
А |
С «У» растение, как сможет, от простуды нам поможет.
С «А» всю мебель покрывает и как зеркало блистает.
Т |
||
М |
||
С «Т» - усатый и когтистый,
С «М» - холодный, круглый и, как снег, искристый.
О |
||
Ы |
«О» - мне он снится каждый день,
Где «Ы», воспитывать его не лень, он мальчишка не простой, но любимый и родной.
М |
||
Р |
С «М» цветок я полевой, с красной яркой головой.
С «Р» живу в воде речной, хватаю своей клешней.
Р |
||
П |
С «Р» всегда я часть лица.
С «П» я в жаркую погоду с тела льюсь, как вода.
Б |
||
В |
С буквой «Б» я часть лица.
С «В» - занятие ловца.
Д |
||
К |
Где буква «Д», я там живу,
А «К» из снега весело слеплю.
М |
|||
Р |
С «М» пеку я пироги, оладьи, торты и блины.
А где «Р», без них не смочь, делу всякому помочь.
Р |
|||
М |
С «Р» - туда стекло вставляют.
С «М» - так называют самую родную, очень дорогую.
С |
|||
М |
С «С» без нее нельзя сварить, не испечь, не потушить.
С «М» хоть ростиком мала, но портит ткани все она.