Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка третьего года жизни важнейшим средством познания окружающего, а познавательная деятельность стимулирует развитие его инициативной речи. У ребенка появляется настоятельная потребность спрашивать взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира, что является основой дальнейшего развития диалогической речи.
Познавательная речевая активность детей третьего года жизни развивается на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи. Содержание занятий определяется программным материалом, включающим те занятия, которые ребенок не может освоить самостоятельно. Занятия носят проблемный характер, что, во-первых, обеспечивает их развивающий характер, во-вторых, имеет не только обучающее, но и воспитательное воздействие и, в-третьих, создает особый интерес к приобретению знаний. Занятия должны быть посильной для детей трудности, преодоление которой развивает интеллект и волю ребенка.
Для развития детей третьего года жизни используют те же методы и приемы, что и в работе с детьми второго года жизни: наблюдение реальных объектов, растений, животных, явлений природы; инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы. В работе с детьми данного возраста их целесообразно сочетать. Например, на одном и том же занятии можно показать реальный предмет, картинку, на которой он изображен, потом прочитать стихотворение или спеть песенку, в которой о нем говорится.
Это возможно потому, что дети третьего года жизни способны воспринимать новое с большей степенью отвлеченностью, опирающейся на опыт и уже имеющиеся знания об окружающем. При этом следует помнить, что перед ребенком открывается целостная картина мира предметов и явлений в их взаимосвязи.
Помимо ознакомления с окружающим, на занятиях решаются специальные речевые задачи: расширение словаря понимаемой и активной речи; воспитание звуковой культуры речи; совершенствование грамматического строя речи; развитие связной речи (монолог, диалог) в процессе общения с детьми и взрослыми по разным поводам, в частности, с целью познания окружающего мира.
Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Игры с пальчиками- это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.
Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза», имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.
Пальчиковые игры помогают взрослому быстро и легко привлечь к себе внимание ребенка, найти контакт с ним, расположить его к себе, вызвать интерес и желание играть вместе. Данные игры помогают развивать эмоциональную сферу ребенка, дают возможность знакомить с основными видами эмоций, способами их проявления. Для снятия отрицательного эмоционального состояния ребенка пальчиковые игры лучше использовать в парном взаимодействии «педагог-ребенок» (по типу игры «Сорока-ворона кашу варила»).
Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук- один из показаний интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению к школе.
Развитие движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Потому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.
Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя и общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Для этого необходимы пальчиковые игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развивать согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
В ходе этих игр развиваются следующие движения:
- Хватание: ребенок учится захватывать предмет (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой или щепотью, большие-двумя руками).
- Соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета или две части одного предмета.
- Подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий.
- Движения кистей и пальцев рук.
Занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
- Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами стимулирует развитие речи.
- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, повышают речевую активность ребенка.
- Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой.
- Развивается память ребенка и воображение, фантазия.
- Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.
Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, их разделили на группы и определили назначение:
- Игры-манипуляции. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. «Пальчик-мальчик, где ты был?». «Этот пальчик хочет спать». «Этот пальчик дедушка».
- Сюжетно-пальчиковые упражнения. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья. Например. «Пальчики здороваются», «распускается цветок».
- Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»). С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. И выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. Например, пальчиковое упражнение «Колечко».
- Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). Например: «Помоем руки под горячей струей воды», «Надеваем перчатки».
- Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. Например, такие упражнения, как «Бабочка», «Цыпленок», «Петушок», «Собака», «Кошечка» и так далее.
Работая с детьми раннего возраста и изучая их физиологические и психологические особенности я пришла к выводу, что большое значение нужно уделять развитию мелкой моторики руки у младших дошкольников. Я поняла, что в педагогический процесс работы с малышами, как можно чаще нужно включать пальчиковые игры во все виды деятельности. Стараюсь использовать не только в НОД, но и во всех режимных моментах (в утренней гимнастике, в физкультминутках, в воспитании культурно-гигиенических навыков (при умывании и мытье рук, при одевании на прогулку, на прогулке, с свободной деятельности). Например, такие пальчиковые игры как «Водичка-водичка», «Кран откройся», «Хлюп-хлюп ручками», «Мыло прыгает, как блошка», «Жил был Алёшка», «Руки спрячем в рукавички», «Кошка ходит без одежки». Благодаря этим играм у детей снижается тонус и уменьшается напряжение пальцев, повышается работоспособность.
Итак, какие методы и приёмы воспитатель применяет, используя в своей работе пальчиковые игры.
Методы:
– разучивание потешек;
– использование атрибутов к пальчиковым играм;
– изобразительное творчество (лепка, аппликация, рисование);
– применение пальчиковых игр в познавательной, художественно-речевой, музыкально-театрализованной, оздоровительной, продуктивной, игровой деятельности, во время прогулок и досуга.
Приёмы:
– постукивания подушечками пальцев;
– растирание;
– поглаживание основания пальцев;
– круговые движения по ладоням;
– лёгкий массаж предплечья.
Этапы разучивания игр:
- Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
- Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
- Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
- Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
- Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации:
- Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
- Если в новой игре имеются незнакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки и игрушки.
- Пальчиковые игры с детьми до полутора лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.
- Детям старше полутора лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
- Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др..
- Используйте максимально выразительную мимику.
- Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
- Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
- Проводите игру весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.
В наше время всё чаще сталкиваемся с проблемой, что плохо развита речь детей, поэтому воспитатели очень заинтересованы этой проблемой. Для этого в дошкольном учреждении имеются разные виды направлений для развития речи детей. Один из них – это развитие мелкой моторики рук. Данное направление выбрано неслучайно, так как очень важно уделять большое внимание пальчиковым играм в развитии речи детей раннего дошкольного возраста.
Игра с пальчиками.
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик взял и съел…
Оттого и потолстел.
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Игра «Птичка-невеличка».
Птичка-невеличка зёрнышки клевала.
(педагог указательным пальцем «клюёт» по ладоням ребёнка)
Птичка-невеличка весело летала.
(делает круговые движения по ладони ребёнка)
Птичка-невеличка гнёздышко свила.
Птичка-невеличка деток завела.
(делает гнёздышко из ладошек ребёнка)
Радуется птичка, песенки поёт.
(педагог и ребёнок хлопают в ладоши)
«Твои пальчики».
Этот пальчик – самый большой,
Самый весёлый, самый смешной!
(воспитатель показывает ребёнку большой палец)
Этот пальчик – указательный.
Он солидный и внимательный.
(указывает на что-нибудь указательным пальцем)
Этот пальчик – средний,
Ни первый, ни последний.
(отгибает средний палец)
Этот пальчик – безымянный,
Он не любит каши манной.
(сгибает безымянный палец, как будто он не хочет каши)
Самый маленький – мизинчик
Любит бегать в магазинчик!
(оттопыривает мизинец, будто он хочет убежать от остальных пальцев)