Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разном месте. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшими в гости приятелями, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе детского сада. Любят они играть и со взрослыми. Видимо потому, что это бывает не так часто или совсем нечасто, как хотелось бы нашим детям. 

  Я предлагаю вам – мамы, папы, бабушки, няни, педагоги и все те, кто с удовольствием общается с детьми и кто хочет сделать это общение приятным, интересным и , главное, полезным, поиграть вместе с ними в РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ. 

Поверьте, что играть со словами детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе со взрослым делает её полезной и желанной. 

   Что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть.   

       Любые ли стихи могут стать речевой игрой? Нет, не любые. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и действие. Важно, чтобы было КОГО и ЧТО показывать. Если говорить проще, то в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Например, это ребята, у которых Баба Яга забрала все бараночки (потешка»мы сидели на печи»), это солдаты, которые пошли на базар за самоваром (потешка «Аты-баты»), это обжора Робин Бобин») и т.д. особенно нравятся стихи, в которых есть хороший юмор. Они быстро и легко запоминают их в ходе игры. 

     Где же взять такие стихи? Вы их найдёте ан страницах детских журналов, в сборниках стихов детских современных поэтов. Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор также служат прекрасным материалом для создания детской речевой игры. Если вы обладаете способностью и умением рифмовать строки, можно попробовать создать и свои собственные стихотворные тексты. 

   А в чём же польза этих игр? Как уже говорилось, в важности совместной игры взрослого и ребёнка. Кроме того, придумывая вместе с ребёнком движения, мы помогаем развивать его фантазию, воображение, пластику движений, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем им интерес к художественному слову, развиваем желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребёнка, преодолевать те или  логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной. 

   Выступая в самых разных ролях, - бравого солдата, толстяка Робина Бобина, проказливой Бабы Яги,- ребёнок избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления. Игррая и примеряя на себя самые разные роли, он тем самым самовыражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать, одним словом  – играть. 

    Как играть в речевые игры и с чего начинать? Принцип речевой игры прост: о чём говорю, то и показываю. 

Начните с того, что после прочтения детям выбранного стихотворения поговорите о его содержании, попросите их самим рассказать, что они поняли; прослушав стихи, уточните их ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумайте удобный и соответствующий тексту стиха жест. Причём желательно, если один жест будет как бы вытекать из другого. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми придумайте жестами название, например «домик», «дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки». 

   Ещё кое-что об играх . Часто в речевых играх используется приём подражения. Если в тексте речь идёт о бабушке -  текст произносится по-старушачьи, шепеляво; о мяснике – грубоватым голосом; о мышонке – тоненько, высоким голоском; о бычке – низким, протяжным. Элементы звукоподражания. Как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и веселье. Согласитесь, это так приятно обучаться, веселясь, играя вместе со взрослыми!

    А теперь пришло время познакомить вас с предложенными речевыми играми. Поэтому скорей зовите ребят, усаживайтесь поудобнее и… читайте, придумывайте и играйте вместе с нами! 

                                        «Аты-баты, шли солдаты» 

                                                 (по народной потешке) 

 

Аты-баты,                                      Дети маршируют. 

Шли солдаты.                                Прикладывают правую руку к голове- «отдают честь». 

Аты-баты,                                       Маршируют.

На базар.                                        Указывают левой рукой в сторону базара- «вон там базар». 

Аты-баты,                                       Маршируют.

Что купили?                                   Разводят руки в стороны – вопросительная интонация –                                                         «спросить ручками».

Аты-баты,                                       Маршируют.

Самовар.                                         Расставляют ноги, слегка приседают, руки упирают в бёдра,               

                                                        Локти в стороны – «я самовар». 

Аты-баты,                                       Маршируют. 

Сколько стоит?                              Правую руку ставят на пояс, левую выставляют вперёд – вопросительная интонация.

Аты-баты,                                       Маршируют.

Сто рублей!                                    Поднимают руки, пальцы растопыривают – «много денег».

Аты-баты,                                       Маршируют. 

Заходите,                                         Слегка повернувшись назад, выставляют руки перед собой –                                                       пригласительный жест, ласковая интонация. 

Выпьем чаю                                    Раскрытую ладонь левой руки держат перед собой – «блюдце».

Поскорей!                                       Соединяют большой и указательный пальцы правой руки – «над

                                                         блюдцем»  держат «чашечку»

 

                                                

                                 Считалка «Мы сидели на печи» 

 

Мы сидели на печи                      Слегка расставляют ноги и сгибают их в коленях, опираются рука

                                                      Ми в бёдра – «сидят на печи». 

Ели булки                                     Выставляют правую руку в сторону – «держат на ладони булку». 

Калачи,                                          выставляют левую руку в сторону – «держат калач». 

 

Бабка Ёжка прилетела,                Расставляют слегка ноги, пружинят – «сидят на помеле», слегка 

                                                      сжимают руку в кулак перед собой – «держат помело», левой кис-

                                                      тью руки выполняют круговые движения в воздухе – «ветерок».

 

Все бараночки поела,                   Соединяют большие и указательные пальцы рук в колечки – 

                                                      «бараночки». Говорят с обидой в голосе – «Забрали наши 

                                                      «бараночки». 

 

Нам остался дишь батон,             Вытягивают руки перед собой – «держат длинный батон», 

                                                       говорят с сожалением в голосе. 

 

Кто не съел,                                   Кладут обе руки на живот. 

 

Тот вышел вон!                             Выставляют в сторону левую руку, указательным пальцем указы-

                                                       вают на «выход». 

                               Речевая  игра «Как у бабушки Наташи». 

Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорят шепеляво, по-старушечьи. 

Ели вкусную мы кашу                            Соединяют ладони перед собой – делают «тарелку»,  показывая её всем, стоящим справа и слева. 

Каша пшённая с дымком                         Над раскрытой ладонью левой руки – «тарелкой», указательным пальцем правой руки рисуют воображаемый дымок, идущий от горячей каши и поднимающийся вверх, поэтому текст произносится нараспев, «глиссандрируя».  

Каша пшённая с дымком,                        Повторяют те же движения, но с правой рукой – «тарелка», 

                                                                  С левой – «дымок». 

С хлебом,                                                  выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону, 

                                                                  Внутреннюю сторону ладони вниз – «ломоть хлеба». 

С маслом,                                                  Левую ладонь кладут на правую сверху – «слой масла». 

С молоком.                                                Соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые 

                                                                   вверх большие пальцы рук – «кружка». 

Взяли мы большие ложки,                       Сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и 

                                                                   разводят в стороны – две «ложки». 

Съели всё до самой крошки!                   Попеременно то правой, то левой «ложкой» едят «кашу», 

                                                                   поднося «ложки» ко рту. 

Вот какая каша                                          Снова делают «Тарелку» и показывают её всем, стоящим 

                                                                   справа и слева. 

У бабушки Наташи!                                  Снова берутся за воображаемые концы платка, говорят по-

                                                                    старушечьи. 

 

 

                                                              Речевая игра «Барабек» 

                     («Как дразнить обжору» из английского фольклора, пер. К Чуковского)

 

Робин Бобин  Барабек                  Ноги расставляют, руки кладут на пояс, говорят, переступая с 

                                                       ноги на ногу, низким голосом, как Барабек. 

Скушал сорок человек                 Взявшись  руками за голову, удивляются, произнося текст с 

                                                       удивлённой интонацией. 

И корову,                                       Приставляют указательные к голове – «рога», говорят низким 

                                                       голосом. 

И быка,                                           Убирают руки за спину, выпячивают нижнюю губу, слегка 

                                                       наклонив голову, - «упрямый бык». 

И кривого мясника,                       Медленно выставляют в стороны руки со скрюченными пальцами

                                                        Ноги ставят косолапо – «кривой мясник».

И телегу,                                         Слегка расставив ноги, опираются о колени руками, локти в 

                                                        стороны – «сидят на телеге». 

И дугу,                                            Стоят прямо, руки над головой соединяют дугой, касаясь 

                                                        Кончиками пальцев, - «дуга». 

И метлу,                                          Правую руку сжимают в кулак, отставляют в сторону, в ней

                                                        «метла». 

И кочергу,                                      Двумя руками берут воображаемую кочергу и делают резкое 

                                                        движение вперёд, ноги слегка расставляют и чуть сгибают –

                                                        «кочерга в печи».

Скушал      церковь,                       Стоят прямо, один кулак обнимает другой, большие пальцы 

                                                         рук поднимают вверх и соединяют – «это свеча», голову накло-

                                                         няют вниз, смотрят на «свечу», произнося текст серьёзно и не-

                                                         громко – «мы в церкви».

Скушал дом,                                 Поднимают руки над головой, локти в стороны, кончики пальцев соединяют друг с другом – «крыша дома». 

Скушал кузню с кузнецом           Двумя руками берут воображаемый молот, широко замахнувшись                                                          через голову, 2 раза ударяют по «наковальне», говорят активно,                                                        энергично, в ритме движений. 

А потом и говорит:                       Разводят руки в стороны. 

- У меня живот болит!!!               Берут живот двумя руками, сгибаются и говорят тоненьким                                                        голосом, жалостливо.

Категория
Родителям