Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира. Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом. Решить эту задачу можно, если с раннего
возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности.
Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного
интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.
Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово. Одним из интересным объектом экспериментирования и наблюдения является снег. Дети всесторонне исследовали снег и лед: на прогулках и в группе, рассмотрели, потрогали. Все дети с большим интересом проявляли активность при проведении опытов, делали выводы. Малыши приобрели и закрепили элементарные знания о снеге и льде. Они хорошо знают, что снег белого цвета, холодный, тает на ладошке от её тепла, в тёплом помещении, снег можно окрашивать краской, на снегу остаются следы. Лед – это капельки воды, которые зимой замерзают. Снег состоит из множества снежинок. Мокрый снег – лепится, а сухой – рассыпается в ладошке. А главное – снег нельзя есть. Это опасно для здоровья.
В ходе экспериментирования у детей возник устойчивый интерес к творческой, познавательной деятельности.