Автор: педагог-психолог Чепрасова Л.В,
Нет ни одного ребенка, который ни разу в жизни не капризничал. Даже если он в свое время был образцом идеального поведения. И родители теряются - как справляться с беспричинными истериками и бесконечными «не буду, не хочу, не пойду»? Почему это происходит? Как реагировать и нужно ли? Нужно! Как ?
Цель семинара: повысить психологическую компетентность родителей в вопросах общения с детьми.
Задачи:
- познакомить родителей с возрастными особенностями эмоционально-личностного развития детей;
- проанализировать причины детских капризов, выработать тактику противостояния им;
- развить навыки конструктивного взаимодействия с детьми;
- оптимизировать детско-родительские отношения.
Материалы и оборудование: мяч, бланки с ситуациями, список литературы на каждого участника.
Ход семинара
1. Разминка «Электрический ток»
Инструкция. Стоя в кругу, через рукопожатие участники передают друг от друга сигнал. Начинает педагог-психолог, к которому сигнал должен вернуться с другой стороны. Можно посылать одновременно два сигнала в двух направлениях через промежутки времени, от разных водящих. В этой игре важно не сбиться.
2. Вступительное слово педагога-психолога
Наверное, каждая мама хотя бы раз чувствовала себя неуютно, когда ее ребенок неожиданно заливался слезами, поднимал крик, начинал биться об пол. В возрасте от года до 3-4 лет ребенок приобретает новый опыт, начинает больше понимать, острее переживать эмоциональные конфликты. Он начинает капризничать, узнав, что на свете, кроме слова «да», существует слово «нет».
У некоторых детей капризы переходят в истерики, бывают довольно часто и проходят бурно: они топают ногами, плачут, кричат, швыряют все, что попадется под руку, бросаются на пол. Другие дети быстро раздражаются и так же быстро затихают.
Конечно, избежать капризов нельзя, но можно сделать так, чтобы они не переросли в черту характера. Легче справиться с одним капризом, чем победить 101.
Совет. На этом этапе проведите с родителями «мозговой штурм» - «Что я подразумеваю под понятием "каприз"?».
3. Упражнение «Я капризничаю, когда...»
Инструкция. Передавая мяч, каждый участник рассказывает, как и в каких ситуациях капризничает его ребенок. Рассказ начинается от лица ребенка: «Я капризничаю, когда...»
Упражнение дает возможность родителям, с одной стороны, встать на место своих детей и посмотреть на ситуацию их глазами, с другой – проанализировать обстоятельства, при которых ребенок чаще всего закатывает истерики, а также свое поведение до истерики, во время и после.