Для высокой результативности воспитательно- педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет взаимодействие с семьями воспитанников.
Устанавливая взаимоотношения с семьей, наше дошкольное образовательное учреждение создает условия для полноценного процесса воспитания ребенка-дошкольника. Мы считаем, если семья будет принимать непосредственное участие в воспитании и развитии своего ребенка, с помощью дошкольного учреждения, то он будет развит социально и как личность.
Основной целью взаимодействия ДОУ с семьей, педагогический коллектив ставит –установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Перед коллективом встала задача – заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия.
Планируя ту или иную форму работы с семьями воспитанников, мы исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учетом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность. Педагоги коллектива используют разнообразные современные формы работы с родителям.
1. Информационно – аналитические:
-создан образовательный портал ДОУ, где размещена информация об учреждении, отчеты о проделанной работе;
-«Почта доверия». Это одна из форм взаимодействия с родителями, родители в письменной форме, могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей, старшему воспитателю. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистам письменно.
Общение с родителями происходит и через электронную почту. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем, специалистами. Эта форма эффективна, не каждый родитель может при личном контакте раскрыться воспитателю.
2. Наглядно-информационные (наглядно-ознакомительные и наглядно-просветительные:.
-В методическом кабинете оборудована мини- библиотека в помощь родителям по разным аспектам и направлениям воспитания ребенка.
-В холлах расположены информационные стенды, из которых родители могут узнать: информацию о вышестоящих образовательных организациях, контролирующих деятельность ДОУ, информацию о педагогическом составе, как можно зайти на образовательный портал ДОУ, адрес электронной почты ДОУ; информацию об основных направлениях воспитательно- образовательной деятельности детского сада.
-Информационные стенды имеются и на каждой возрастной группе. Родители получают информацию следующего характера: режим дня данной возрастной группы, сетка НОД детей, программное обеспечение. В них отражаются важные события - праздники и развлечения, дни рождения детей, интересные занятия, продукты детского творчества, при необходимости эти стенды педагоги превращают в тематические: «Что такое безопасность?»
3. Познавательные:
-Проводятся родительские гостиные, на которых педагоги знакомят родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания.
-Родительские собрания. Собрания стали проводить в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок. Педагоги используют видеозаписи, презентации деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Вырос процент посещения собраний родителями.
-В детском саду ежеквартально проходят Дни открытых дверей. Эта форма работы помогает познакомить родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами; преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ.
-Очень интересно, увлекательно проходят выставки совместного творчества родителей, детей, педагогов. Это выставки рисунков «Безопасное колесо», «Спички не тронь, в спичках-огонь!», «Осенняя мозаика»», оформление стенгазет «Моя семья на отдыхе», «В здоров теле-здоровый дух», «Мой - лучший друг», «Моя мама- лучше всех», выставки поделок, изготовленные руками взрослых и детей «Новогодняя игрушка», «Пасхальное дерево», «Дары осени», «Спас-яблочко припас».
4. Досуговые:
-Проводим совместные праздники, развлечения, досуги. Такие как «Встреча Нового года», «Масленица», «День Матери», «День защитника Отечества», «Папа, мама и я – спортивная семья». В этих формах наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни вместе с детьми и педагогами, читают стихи, приносят свои угощения детям. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников воспитатели выпускают газеты, листовки, делают альбомы с фотографиями.
-Активно используем метод проектов, здесь родители подключаются к выполнению определенной части общего задания: семейные экологические проекты «Волшебница вода», «Аптека на грядке»; «Древо моей семьи» и др.
-Популярны в МАДОУ совместно проведенные с родителями акции. Акции проводим разного характера: экологические, оздоровительные, познавательные. В ходе акции «Цветущий детский сад» педагоги, родители и дети познакомились и узнали приняли участие в благоустройстве цветников на участке детского сада, любовались красотой первых весенних цветов. В ходе акций «Цветик-семицветик», «Георгиевская лента» собранные денежные средства передаются детям – инвалидам, инвалидам В.О.в. Плодотворно, интересно прошла акция «Моя мама – автомобилист ». Родители совместно с детьми, педагогами мастерили макеты улиц, изготавливали дорожные знаки, была собрана выставка книг, игр по правилам дорожного движения, изготовлены памяти и буклеты. Такая форма работы, как акция завоевала успех, родители охотно стали откликаться на разные проблемы не только группы, но и учреждения.
5. В ДОУ второй год функционирует консультативный пункт «Поддержка» для родителей, чьи дети пока еще не посещают детский сад .
Разработано положение, план работы. Родители имеют возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ДОУ, обратиться к специалистам , воспитателям по интересующим их проблемам, получают необходимую информацию или консультацию.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Педагогический коллектив не останавливается на достигнутом, педагоги продолжают искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.
Формы сотрудничества с семьей