Подготовил учитель-логопед Киселева Э.А.
Число детей с дефектами речи постоянно увеличивается. В связи с этим возрастает потребность в совместной работе логопедов и воспитателей дошкольных учреждений.
Логопедическая работа в дошкольном учреждении общеобразовательного типа включает в себя несколько направлений. Это и преодоление нарушений речи у детей, и предупреждение их возможных вторичных проявлений, и их профилактика, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и стимуляция других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление. Зачастую вся логопедическая работа воспринимается как некие действия, направленные на исправление произношения, поскольку нарушения звукопроизношения воспринимаются окружающими в первую очередь и вызывают наибольшее беспокойство родственников ребёнка. Но при таком подходе часто не рассматриваются другие направления работы логопеда.
Среди причин речевых нарушений можно выделить:
- ухудшение экологической обстановки;
- дефицит йода и фтора;
- патологии беременности;
- родовые травмы;
- ослабленное здоровье детей;
- различные социальные причины.
Среди социальных причин появления речевых нарушений, прежде всего следует назвать снижение уровня звуковой культуры общества в целом. Наши дети слышат не только не правильно оформленную речь, но и далеко не литературные выражения. Оставляет желать лучшего и содержание программ телевидения и видеокассет.
Неправильное речевое окружение и воспитание может стать причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький ребёнок воспринимает языковую норму родного языка и артикуляцию, у него формируется неправильное или неточное воспроизведение речевых звуков.
Нарушение звуковой культуры речи, возникшее в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря, нарушение грамматического строя речи. Любое нарушение речи может отразиться на деятельности ребёнка в целом.
По мнению многих специалистов, раннее начало правильного звукопроизношения помогает предотвратить многие нарушения речи, а также выявить у детей другие, более сложные речевые дефекты.
Речь ребёнка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. И большая роль в её формировании принадлежит воспитателям дошкольных учреждений. Если одна задач логопеда – это коррекция, исправление дефектов речи при неправильном её развитии, то воспитатель должен заниматься её формированием при нормальном стечении обстоятельств. Программа д/с предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя. Связности, звукопроизношения. Таким образом, воспитание звуковой культуры речи составляет часть системы работы по её развитию. Основные компоненты звуковой культуры речи – это её ритмико-мелодическая сторона (интонация), и звуки (система фонем).
Работа по формированию звуковой культуры речи включает в себя несколько этапов:
- подготовительный;
- появление звука;
- усвоение и автоматизация звука (его правильное произношение в связной речи)
Два первых этапа включают в себя:
- формирование слухового внимания;
- развитие мелкой моторики пальцев рук у детей;
- усиление подвижности артикуляционного аппарата;
- уточнение артикуляции и произнесения звука или его вызывание по подражанию.
В детском саду широко используются различные игры на формирование слухового внимания, пальчиковые игры, сопровождаемые речёвками, представлена предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук. Но при обследовании детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи, выявляются слабые мышцы пальцев рук, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут её удержать. Особые трудности вызывают задания на смену пальчиковых поз, соблюдение заданного темпа в движениях. При коллективном проведении пальчиковых игр дети неточно выполняют движения, не осознают дискретные (отдельные) положения пальцев, отвлекающим моментом служит и речевое сопровождение игры. В связи с этим целесообразно ежедневно проводить пальчиковую гимнастику, которая включает в себя комплекс отдельных или чередующихся в определённом порядке и темпе поз и движений для пальцев рук. Это позволит более комплексно развивать их мелкую моторику.