Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна
Период раннего возраста имеет огромное значение в овладении ребенком речью и гармоничном развитии всех его психических структур. Именно с речью связано развитие восприятия и мышления, развитием речи обусловлено и общение ребенка со взрослым
С 1,5 до 2-х лет увеличивается количество понимаемых ребенком слов, обозначающих различные окружающие его явления и предметы. В период раннего возраста, когда ребенок только воспринимает речь, его забавляют песенками и короткими стишками-честушками. Их назначение — вызвать у ребенка радостные, положительные эмоции. Однако на 3-ем году не только увеличивается объем речи, но и происходит качественное ее изменение: ребенок любит слушать сказки, стихи, вслушивается в разговорную речь окружающих взрослых.
Речевая активность ребенка обычно сильно возрастает к 3-м годам. Расширяется круг общения – речь в силу своего развития становится способом общения не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми и детьми. Общение происходит по поводу реальной ситуации, в которой оно и возникает: дома, в детском саду, в общественных местах. Ребенок отвечает на вопросы взрослого, сам задает вопросы о тех действиях, которые они выполняют совместно.
С другой стороны, понимание речи взрослых в этот период качественно изменяется. Ребенок не только осознает смысл отдельных слов, но становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого. В это время дети активно слушают сказки, рассказы, стихи, что благоприятствует наступлению периоду «активного слушания» потешек, песенок, стихов и сказок, являющихся инструментами в воспитании звуковой культуры речи. Происходит постепенное овладение родным языком, у ребенка формируется правильное восприятие художественного слова: понимание смысла небольших стихотворений, коротких сказок, рассказов, эмоциональный отклик на их звучную рифму, словесный повтор, игру звуков.
Влияние художественного текста на развитие связной речи детей раннего возраста несомненно велико. После года малыш уже может внимательно прослушать небольшой художественный текст, если взрослый произносит его выразительно и эмоционально, а сам текст — звучный и ритмичный. При систематическом чтении и проигрывании потешек, стихов и сказок к двум годам у детей вырабатывается положительное отношение к слушанию, складывается навык сосредоточенного слушания литературного произведения, что «является благоприятным условием развития активной речи ребенка»
Восприятие ритма, рифмы, интонации первоначально составляет основу эстетического воздействия художественного слова, вызывает собственную речевую деятельность малыша, опирающуюся на подражание речи взрослого.
Многократное чтение текста и усилия взрослого, вызывающего ребенка на совместный разговор в эмоциональном общении — игре, приводят к тому, что он вслед за взрослым проговаривает короткие стихотворные строчки, простые фразы прозаического текста. В этом процессе несомненно важное место занимают потешки, столь любимые малышами. С помощью потешек отрабатывается отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков (дикция). Содержание потешек динамично, богато глаголами, наполнено последовательно сменяющимися действиями. При этом слово можно соединить с действием ребёнка, то есть можно инсценировать потешку, даже если ребёнок не владеет речью. Наглядность поможет ребёнку запомнить значение конкретных слов и уяснить последовательность развития сюжета. Наличие в потешках большого количества повторов слов, словосочетаний, предложений способствует их запоминанию, а затем и активному употреблению.
Для развития речи важно включение в речь ребёнка слов, обозначающих действия в различных грамматических формах. Потешки сопровождают действия ребёнка в конкретной бытовой ситуации (умывается, кушает, гуляет), что способствует быстрому непроизвольному запоминанию потешки.
В потешках часто употребляются эпитеты, характеризующие внешние признаки предмета. Многократно прослушивая их, дети запоминают словосочетания и одновременно усваивают правила согласования форм в той или иной грамматической форме (серенькая кошечка, масляна головушка…).
Потешки можно использовать с целью описания предмета — как образец для подражания при составлении описательных рассказов:
Как у нашего кота Шубка очень хороша…
Петушок, петушок, Золотой гребешок…
Трух-тух, трух-тух -
Ходит по двору петух!
Сам со шпорами…
Вместе с потешками ребенок знакомится с иллюстрированной книгой. Как правило, текст и иллюстрация — изображение персонажа, сюжетной сценки — помещаются на одной странице. Взрослый, показывая картинку, выразительно читает текст, рассказывает, что нарисовано. Пока ребенок рассматривает иллюстрацию, взрослый читает текст повторно. Дети второго года жизни могут самостоятельно рассматривать картинки в книге, проговаривая отдельные слова, показывая на картинку, проводя по ней пальчиком, рукой. Одновременно дети учатся называть слова с противоположным значением: кукла Катя большая, а Таня …(маленькая); красный карандаш длинный, а синий …(короткий) и т.д.
В этом же возрасте детей знакомят и с первыми стихами всеми любимых поэтов: А. Барто, О. Высотской, К. Чуковского, З.Александровой, С.Михалкова, Б. Заходера и других классиков детской литературы.
Таким образом, «развитие речи детей раннего возраста средствами художественной выразительности наиболее результативно происходит при планомерном введении различных жанровых видов: частушек, потешек, стихов и сказок»