Подготовили педагоги дополнительного образования МАДОУ ЦРР-д/с № 14 Кравцова Н. Ю. и Ирхина Г. А.
С раннего детства книга входит в жизнь ребенка. Каждое прочитанное малышу произведение не только его развлекает, но и воспитывает умственно, эстетически, нравственно. Но для чтения подобрать правильную книгу не так уж просто.
В рестоматиях, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, включены , в основном стихи и рассказы, ставшие классикой, выдержавшие испытание временем. Но вполне естественно, что чтение для детей не может быть ограничено только данными произведениями.
В Основной образовательной программе МАДОУ в части, формируемой участниками образовательного процесса, уделено значительное место для регионального компонента, где мы знакомим дошкольников с культурой и традициями нашего региона, Краснодарского края, через все виды деятельности. А, как известно, дошкольное образование занимает особое место в приобщении к народной и региональной культуре: оно, выступая первой ступенью в системе непрерывного образования и представляя собой фундамент, на котором базируется обучение и воспитание в школе, должно обеспечить развитие личности ребенка в контексте народной региональной культуры.
Решить данную задачу без опоры на произведения кубанских писателей и поэтов, практически невозможно. Именно здесь мы находим материал для чтения детям на самые различные темы: о родном городе, его истории, удивительном мире кубанской природы, труде людей . Содержательные, отмеченные пониманием детской психологии и художественным проникновением во внутренний мир ребенка произведения, помогают понять, что такое патриотизм, что «хорошо » и что «плохо», увидеть красоту и богатство окружающего мира, познавать что-то новое, заставляют ребенка размышлять о самых разных вещах. А свое, родное, всегда понятнее, воспринимается легче, радует душу.
Первые книги, с которыми мы знакомим малышей – это сказки. Сказка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Это первое звено той цепи, которое связывает человека со всеми предыдущими поколениями, да и со всем человечеством. Сказки искренни, в то же время мудры и поучительны. Они высоко поэтичны и нравственны. А значит, они могут помочь ребенку освоить мир человеческих чувств, отношений, сформировать гуманные и этические представления, развить коммуникативные навыки .
Прочитанные произведения обязательно закрепляются в игровой, художественно-творческой деятельности. Одним из любимых произведений детей стала кубанская сказка «Кныш», поэтому мы решили драматизировать с детьми это произведение.
«В станице в казачьей, да в куреньке в белёном жили - солнышку радовались дедушка и бабушка. И вот однажды старый казак говорит своей супружнице:
-Завела бы ты кныш со шкварочками!
-Та я зараз,- говорит старуха.
Замесила теста полную макитру и поставила подниматься, а сама задремала на порожках. Тесто пыхтело- пыхтело, через край чашки перелезло и айда огородами на выгон.
А там Лиса Патрикеевна кругами ходит, кочета выглядывает. Глядь, по дороге тесто растекается, цыбарку подхватила и к нему:
-Залезай, говорит,- ко мне в гости пойдём!
А тесто в ответ:
-Лиса, посмотри, какая карга на плетне сидит!
Пока Патрикеевна головой крутила, тесто убежало. Катится дальше, пыхтит, на солнышке подходит.
Навстречу ему порося бежит. Увидало, какая вкуснотища без пригляду бегает, и давай себе на баз заворачивать. А тесто то кренделёчком сложится, то сушкой, то пампушкой, как будто бы дразнится. У порося аж дух занялся, а тесто прыг в канавку и дальше покатилось.
Добралось до речки, устало, легло на бережку, кнышом свернулось и уснуло. А солнце уж в зенит вошло, жарит неимоверно. Стал кныш подрумяниваться.
Бабуля в это время проснулась, потянулась и пошла в курень. Смотрит, а макитра пустая. Погоревала- погоревала, да делать нечего, пошла по станице пропажу искать. У кого ни спросит - никто не видел. Пришла на бережок, а там кныш готовый лежит, румяный да горячий. Обрадовалась старушка, схватила его и бегом домой, а дед её уж у плетня встречает.
Словарь: КУРЕНЬ – казачий дом;
КНЫШ – казачий хлеб;
ШКВАРКИ – остатки от вытопленного сала;
ЦЫБАРКА – ведро;
КАРГА – ворона;
ЗАРАЗ – сейчас.