Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разном месте. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшими в гости приятелями, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе детского сада. Любят они играть и со взрослыми. Видимо потому, что это бывает не так часто или совсем нечасто, как хотелось бы нашим детям.
Я предлагаю вам – мамы, папы, бабушки, няни, педагоги и все те, кто с удовольствием общается с детьми и кто хочет сделать это общение приятным, интересным и , главное, полезным, поиграть вместе с ними в РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.
Поверьте, что играть со словами детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе со взрослым делает её полезной и желанной.
Что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть.
Любые ли стихи могут стать речевой игрой? Нет, не любые. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и действие. Важно, чтобы было КОГО и ЧТО показывать. Если говорить проще, то в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Например, это ребята, у которых Баба Яга забрала все бараночки (потешка»мы сидели на печи»), это солдаты, которые пошли на базар за самоваром (потешка «Аты-баты»), это обжора Робин Бобин») и т.д. особенно нравятся стихи, в которых есть хороший юмор. Они быстро и легко запоминают их в ходе игры.
Где же взять такие стихи? Вы их найдёте ан страницах детских журналов, в сборниках стихов детских современных поэтов. Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор также служат прекрасным материалом для создания детской речевой игры. Если вы обладаете способностью и умением рифмовать строки, можно попробовать создать и свои собственные стихотворные тексты.
А в чём же польза этих игр? Как уже говорилось, в важности совместной игры взрослого и ребёнка. Кроме того, придумывая вместе с ребёнком движения, мы помогаем развивать его фантазию, воображение, пластику движений, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем им интерес к художественному слову, развиваем желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребёнка, преодолевать те или логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной.
Выступая в самых разных ролях, - бравого солдата, толстяка Робина Бобина, проказливой Бабы Яги,- ребёнок избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления. Игррая и примеряя на себя самые разные роли, он тем самым самовыражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать, одним словом – играть.
Как играть в речевые игры и с чего начинать? Принцип речевой игры прост: о чём говорю, то и показываю.
Начните с того, что после прочтения детям выбранного стихотворения поговорите о его содержании, попросите их самим рассказать, что они поняли; прослушав стихи, уточните их ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумайте удобный и соответствующий тексту стиха жест. Причём желательно, если один жест будет как бы вытекать из другого. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми придумайте жестами название, например «домик», «дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки».
Ещё кое-что об играх . Часто в речевых играх используется приём подражения. Если в тексте речь идёт о бабушке - текст произносится по-старушачьи, шепеляво; о мяснике – грубоватым голосом; о мышонке – тоненько, высоким голоском; о бычке – низким, протяжным. Элементы звукоподражания. Как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и веселье. Согласитесь, это так приятно обучаться, веселясь, играя вместе со взрослыми!
А теперь пришло время познакомить вас с предложенными речевыми играми. Поэтому скорей зовите ребят, усаживайтесь поудобнее и… читайте, придумывайте и играйте вместе с нами!
«Аты-баты, шли солдаты»
(по народной потешке)
Аты-баты, Дети маршируют.
Шли солдаты. Прикладывают правую руку к голове- «отдают честь».
Аты-баты, Маршируют.
На базар. Указывают левой рукой в сторону базара- «вон там базар».
Аты-баты, Маршируют.
Что купили? Разводят руки в стороны – вопросительная интонация – «спросить ручками».
Аты-баты, Маршируют.
Самовар. Расставляют ноги, слегка приседают, руки упирают в бёдра,
Локти в стороны – «я самовар».
Аты-баты, Маршируют.
Сколько стоит? Правую руку ставят на пояс, левую выставляют вперёд – вопросительная интонация.
Аты-баты, Маршируют.
Сто рублей! Поднимают руки, пальцы растопыривают – «много денег».
Аты-баты, Маршируют.
Заходите, Слегка повернувшись назад, выставляют руки перед собой – пригласительный жест, ласковая интонация.
Выпьем чаю Раскрытую ладонь левой руки держат перед собой – «блюдце».
Поскорей! Соединяют большой и указательный пальцы правой руки – «над
блюдцем» держат «чашечку»
Считалка «Мы сидели на печи»
Мы сидели на печи Слегка расставляют ноги и сгибают их в коленях, опираются рука
Ми в бёдра – «сидят на печи».
Ели булки Выставляют правую руку в сторону – «держат на ладони булку».
Калачи, выставляют левую руку в сторону – «держат калач».
Бабка Ёжка прилетела, Расставляют слегка ноги, пружинят – «сидят на помеле», слегка
сжимают руку в кулак перед собой – «держат помело», левой кис-
тью руки выполняют круговые движения в воздухе – «ветерок».
Все бараночки поела, Соединяют большие и указательные пальцы рук в колечки –
«бараночки». Говорят с обидой в голосе – «Забрали наши
«бараночки».
Нам остался дишь батон, Вытягивают руки перед собой – «держат длинный батон»,
говорят с сожалением в голосе.
Кто не съел, Кладут обе руки на живот.
Тот вышел вон! Выставляют в сторону левую руку, указательным пальцем указы-
вают на «выход».
Речевая игра «Как у бабушки Наташи».
Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорят шепеляво, по-старушечьи.
Ели вкусную мы кашу Соединяют ладони перед собой – делают «тарелку», показывая её всем, стоящим справа и слева.
Каша пшённая с дымком Над раскрытой ладонью левой руки – «тарелкой», указательным пальцем правой руки рисуют воображаемый дымок, идущий от горячей каши и поднимающийся вверх, поэтому текст произносится нараспев, «глиссандрируя».
Каша пшённая с дымком, Повторяют те же движения, но с правой рукой – «тарелка»,
С левой – «дымок».
С хлебом, выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону,
Внутреннюю сторону ладони вниз – «ломоть хлеба».
С маслом, Левую ладонь кладут на правую сверху – «слой масла».
С молоком. Соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые
вверх большие пальцы рук – «кружка».
Взяли мы большие ложки, Сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и
разводят в стороны – две «ложки».
Съели всё до самой крошки! Попеременно то правой, то левой «ложкой» едят «кашу»,
поднося «ложки» ко рту.
Вот какая каша Снова делают «Тарелку» и показывают её всем, стоящим
справа и слева.
У бабушки Наташи! Снова берутся за воображаемые концы платка, говорят по-
старушечьи.
Речевая игра «Барабек»
(«Как дразнить обжору» из английского фольклора, пер. К Чуковского)
Робин Бобин Барабек Ноги расставляют, руки кладут на пояс, говорят, переступая с
ноги на ногу, низким голосом, как Барабек.
Скушал сорок человек Взявшись руками за голову, удивляются, произнося текст с
удивлённой интонацией.
И корову, Приставляют указательные к голове – «рога», говорят низким
голосом.
И быка, Убирают руки за спину, выпячивают нижнюю губу, слегка
наклонив голову, - «упрямый бык».
И кривого мясника, Медленно выставляют в стороны руки со скрюченными пальцами
Ноги ставят косолапо – «кривой мясник».
И телегу, Слегка расставив ноги, опираются о колени руками, локти в
стороны – «сидят на телеге».
И дугу, Стоят прямо, руки над головой соединяют дугой, касаясь
Кончиками пальцев, - «дуга».
И метлу, Правую руку сжимают в кулак, отставляют в сторону, в ней
«метла».
И кочергу, Двумя руками берут воображаемую кочергу и делают резкое
движение вперёд, ноги слегка расставляют и чуть сгибают –
«кочерга в печи».
Скушал церковь, Стоят прямо, один кулак обнимает другой, большие пальцы
рук поднимают вверх и соединяют – «это свеча», голову накло-
няют вниз, смотрят на «свечу», произнося текст серьёзно и не-
громко – «мы в церкви».
Скушал дом, Поднимают руки над головой, локти в стороны, кончики пальцев соединяют друг с другом – «крыша дома».
Скушал кузню с кузнецом Двумя руками берут воображаемый молот, широко замахнувшись через голову, 2 раза ударяют по «наковальне», говорят активно, энергично, в ритме движений.
А потом и говорит: Разводят руки в стороны.
- У меня живот болит!!! Берут живот двумя руками, сгибаются и говорят тоненьким голосом, жалостливо.