Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка третьего года жизни важнейшим средством познания окружающего, а познавательная деятельность стимулирует развитие его инициативной речи. У ребенка появляется настоятельная потребность спрашивать взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира, что является основой дальнейшего развития диалогической речи.

Познавательная речевая активность детей третьего года жизни развивается на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи. Содержание занятий определяется программным материалом, включающим те занятия, которые ребенок не может освоить самостоятельно. Занятия носят проблемный характер, что, во-первых, обеспечивает их развивающий характер, во-вторых, имеет не только обучающее, но и воспитательное воздействие и, в-третьих, создает особый интерес к приобретению знаний. Занятия должны быть посильной для детей трудности, преодоление которой развивает интеллект и волю ребенка.

Для развития детей третьего года жизни используют те же методы и приемы, что и в работе с детьми второго года жизни: наблюдение реальных объектов, растений, животных, явлений природы; инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы. В работе с детьми данного возраста их целесообразно сочетать. Например, на одном и том же занятии можно показать реальный предмет, картинку, на которой он изображен, потом прочитать стихотворение или спеть песенку, в которой о нем говорится.

Это возможно потому, что дети третьего года жизни способны воспринимать новое с большей степенью отвлеченностью, опирающейся на опыт и уже имеющиеся знания об окружающем. При этом следует помнить, что перед ребенком открывается целостная картина мира предметов и явлений в их взаимосвязи.

Помимо ознакомления с окружающим, на занятиях решаются специальные речевые задачи: расширение словаря понимаемой и активной речи; воспитание звуковой культуры речи; совершенствование грамматического строя речи; развитие связной речи (монолог, диалог) в процессе общения с детьми и взрослыми по разным поводам, в частности, с целью познания окружающего мира.

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Игры с пальчиками- это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.

Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза», имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

Пальчиковые игры помогают взрослому быстро и легко привлечь к себе внимание ребенка, найти контакт с ним, расположить его к себе, вызвать интерес и желание играть вместе. Данные игры помогают развивать эмоциональную сферу ребенка, дают возможность знакомить с основными видами эмоций, способами их проявления. Для снятия отрицательного эмоционального состояния ребенка пальчиковые игры лучше использовать в парном взаимодействии «педагог-ребенок» (по типу игры «Сорока-ворона кашу варила»).

Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук- один из показаний интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению к школе.

Развитие движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Потому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя и общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Для этого необходимы пальчиковые игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развивать согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

В ходе этих игр развиваются следующие движения:

  1. Хватание: ребенок учится захватывать предмет (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой или щепотью, большие-двумя руками).
  2. Соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета или две части одного предмета.
  3. Подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий.
  4. Движения кистей и пальцев рук.

Занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, повышают речевую активность ребенка.
  3. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой.
  4. Развивается память ребенка и воображение, фантазия.
  5. Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, их разделили на группы и определили назначение:

  1. Игры-манипуляции. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. «Пальчик-мальчик, где ты был?». «Этот пальчик хочет спать». «Этот пальчик дедушка».
  2. Сюжетно-пальчиковые упражнения. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья. Например. «Пальчики здороваются», «распускается цветок».
  3. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»). С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. И выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. Например, пальчиковое упражнение «Колечко».
  4. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). Например: «Помоем руки под горячей струей воды», «Надеваем перчатки».
  5. Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. Например, такие упражнения, как «Бабочка», «Цыпленок», «Петушок», «Собака», «Кошечка» и так далее.

Работая с детьми раннего возраста и изучая их физиологические и психологические особенности я пришла к выводу, что большое значение нужно уделять развитию мелкой моторики руки у младших дошкольников. Я поняла, что в педагогический процесс работы с малышами, как можно чаще нужно включать пальчиковые игры во все виды деятельности. Стараюсь использовать не только в НОД, но и во всех режимных моментах (в утренней гимнастике, в физкультминутках, в воспитании культурно-гигиенических навыков (при умывании и мытье рук, при одевании на прогулку, на прогулке, с свободной деятельности). Например, такие пальчиковые игры как «Водичка-водичка», «Кран откройся», «Хлюп-хлюп ручками», «Мыло прыгает, как блошка», «Жил был Алёшка», «Руки спрячем в рукавички», «Кошка ходит без одежки». Благодаря этим играм у детей снижается тонус и уменьшается напряжение пальцев, повышается работоспособность.

Итак, какие методы и приёмы воспитатель применяет, используя в своей работе пальчиковые игры.

Методы:

– разучивание потешек;

– использование атрибутов к пальчиковым играм;

– изобразительное творчество (лепка, аппликация, рисование);

– применение пальчиковых игр в познавательной, художественно-речевой, музыкально-театрализованной, оздоровительной, продуктивной, игровой деятельности, во время прогулок и досуга.

Приёмы:

– постукивания подушечками пальцев;

– растирание;

– поглаживание основания пальцев;

– круговые движения по ладоням;

– лёгкий массаж предплечья.

Этапы разучивания игр:

  • Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
  • Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
  • Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  • Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
  • Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:

  • Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
  • Если в новой игре имеются незнакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки и игрушки.
  • Пальчиковые игры с детьми до полутора лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.
  • Детям старше полутора лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
  • Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др..
  • Используйте максимально выразительную мимику.
  • Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
  • Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
  • Проводите игру весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

В наше время всё чаще сталкиваемся с проблемой, что плохо развита речь детей, поэтому воспитатели очень заинтересованы этой проблемой. Для этого в дошкольном учреждении имеются разные виды направлений для развития речи детей. Один из них – это развитие мелкой моторики рук. Данное направление выбрано неслучайно, так как очень важно уделять большое внимание пальчиковым играм в развитии речи детей раннего дошкольного возраста.


                                                                 Игра с пальчиками.

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик взял и съел…

Оттого и потолстел.

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!


Игра «Птичка-невеличка».

Птичка-невеличка зёрнышки клевала.

(педагог указательным пальцем «клюёт» по ладоням ребёнка)

Птичка-невеличка весело летала.

(делает круговые движения по ладони ребёнка)

Птичка-невеличка гнёздышко свила.

Птичка-невеличка деток завела.

(делает гнёздышко из ладошек ребёнка)

Радуется птичка, песенки поёт.

(педагог и ребёнок хлопают в ладоши)

«Твои пальчики».

Этот пальчик – самый большой,

Самый весёлый, самый смешной!

(воспитатель показывает ребёнку большой палец)

Этот пальчик – указательный.

Он солидный и внимательный.

(указывает на что-нибудь указательным пальцем)

Этот пальчик – средний,

Ни первый, ни последний.

(отгибает средний палец)

Этот пальчик – безымянный,

Он не любит каши манной.

(сгибает безымянный палец, как будто он не хочет каши)

Самый маленький – мизинчик

Любит бегать в магазинчик!

(оттопыривает мизинец, будто он хочет убежать от остальных пальцев)

Категория
Родителям