Игры-тренинги с использованием сюжетного панно способствуют развитию мелкой моторики рук, что оказывает благотворное влияние на совершенствование речи, развивает внимание, зрительную память, ориентировку в пространстве, мышление, подготавливает руку ребёнка к рисованию и письму.
На панно предусматриваются два цветных фона (светлый небо, тёмный – земля), а также аппликации (деревья и кустарники). По всей плоскости панно в произвольном порядке нашиваются разные по цвету и величине пуговицы. К панно прилагаются детали из ткани с прорезанными петлями: солнце с лучиками, снежинки, листочки, домашние и дикие животные и т.п.
Сюжетное панно можно использовать для занятий с детьми от 2 до 6 лет. Предлагаются различные виды игр, цели которых постепенно усложняются.
И Г Р Ы
- «Где чьи детёныши?»
Цель. Уточнить знания о животных и их детёнышах, научить употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детёнышей (медведь – медведи; медвежонок – медвежата) развивать мелкую моторику рук.
Содержание. Дети называют животных и пристёгивают нужные детали к панно, рядом размещают их детёнышей (одного или нескольких), называя их.
- «Листочки деревьев»
Цель. Продолжать обучать самостоятельно выбирать детали по цвету.
Содержание. Дети из трёх листочков выбирают зелёный, жёлтый и красный и располагают их на панно.
- «Один – много»
Цель. Учить составлять группу из отдельных предметов и выделять из неё один предмет, различать понятия «много» и «один».
Содержание. Дети располагают на дереве листочки и отвечают на вопросы: сколько листочков? (Много.) Сколько деревьев? (Одно.)
- «Один – ни одного»
Цель. Понимать вопрос «сколько?», при ответе пользоваться словами «один, ни одного».
Содержание. На дереве один зелёный листочек и нет жёлтых. Дети на вопрос «Сколько зелёных листочков?» отвечают: «Один», а на вопрос «Сколько жёлтых?» - «Ни одного».
- «Когда это бывает?»
Цель. Уточнить знания о природных явлениях, умение соотносить их со временем года; развивать внимание.
Содержание. Дети располагают на панно «снежинки», «дождинки». Воспитатель спрашивает: когда они (снежинки, дождинки) бывают?
- «Времена года»
Цель. Закреплять и уточнять знания о характерных признаках времён года, располагая соответствующим образом нужные детали.
Содержание. Дети воспроизводят на панно событие, которое может произойти в одно из времён года, располагая соответствующим образом нужные детали.
- «Придумай сказку»
Цель. Развивать мышление, воображение, память, учить составлять несложные предложения, рассказывать, не торопясь, активизировать словарь.
Содержание. Воспитатель читает начало сказки: «Медведь проснулся в берлоге…» ( «Лиса встретила зайца», «В лесу раздался шум», «Солнышко спряталось за тучки» и т.д.), дети должны на панно «создать» соответствующий сюжет.