ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
• Игра «Зоопарк»
• Игра «На одном выдохе»
• Игра «Первый звук»
• Игра «Угадай звук»
• Игра «Найди ошибку»
• Занятия с лэпбуком
Игра «Зоопарк»
Дети обожают играть в животных, потому игра «Зоопарк» встречает отклик почти у всех малышей. Для нее необходимо подготовить карточки с изображениями животных. Далее взрослый играет роль экскурсовода, который проводит экскурсию в зоопарке, а ребенок должен имитировать голоса разных животных на длительном выдохе. Такая игра помогает поставить правильное речевое дыхание.
Совет! Параллельно рекомендуется делать простейшие упражнения на тренировку дыхательной системы. Например, можно попросить малыша подуть на одуванчик, задуть свечу, сдуть со стола перышко или кусочек ваты, надуть воздушный шарик. Эти и подобные упражнения помогают сформировать продолжительный ротовой выдох у детей. Соответственно, формирование носового выдоха происходит во время упражнений на носовое дыхание (например, отгадать цветок по запаху).
Игра «На одном выдохе»
Родитель кладет на стол пять картинок, на которых изображены знакомые ребенку предметы. Задача малыша произнести все пять названий на одном выдохе. Игру можно усложнить, предложив назвать слова по памяти или на слух и постепенно увеличивая количество предметов. За каждую успешную попытку игрокам начисляются баллы.
Игра «Первый звук»
Вычленение первого (последнего) звука в слове является важным навыком в речевом развитии младших школьников. Для этого взрослому необходимо задать тему, например, герои сказки «Колобок», домашние животные, профессии и т. д. Задача малыша — назвать первые буквы всех понятий (например, имен героев сказки).
Игра «Угадай звук»
Ребенок даже не догадается, что вы занимаетесь развитием речи, когда вы предложите поугадывать звуки на прогулке. Шарканье шагов по асфальту, звонок велосипеда, звук бензопилы — кроме очевидных городских звуков, есть множество «незаметных» и непонятных на первый взгляд. Такое упражнение тренирует неречевое звукоразличение.
Совет! Дополнением к упражнению могут быть занятия с музыкальными инструментами, например, «Повтори мелодию».
Игра «Найди ошибку»
Взрослый называет дошкольнику изначально неправильное предложение. Например, «у девочки длинная коза» или «за домом течет лучей». Малыш должен на слух найти ошибку, назвать ее и исправить.
Совет! Это упражнение отлично дополняется игрой в поиск звуков. Взрослый задает звук (например, «с») и начинает называть слова. Ребенок должен хлопнуть/подпрыгнуть/присесть, когда слышит слово с заданным звуком.
Занятия с лэпбуком
Лэпбук — это самодельное пособие в виде книги или папки, в котором представлено множество картинок по конкретной теме, а также интерактивные элементы: «кармашки», «окошки», вкладыши. В лэпбуках, как правило, нет текста, поэтому они прекрасно подходят для маленьких детей.
Лэпбук можно скачать в интернете, купить или сделать самостоятельно по принципу коллажа. Главное, подобрать четкие и понятные ребенку изображения.
Работа с лэпбуком предполагает:
• развитие речи,
• знакомство с новыми понятиями и явлениями,
• расширение словарного запаса,
• обучение навыкам пересказа и составления истории по картинке,
• развитие воображения, аналитического мышления, внимательности.
Работа с вкладышами, карточками и мелкими элементами стимулирует развитие мелкой моторики, а следовательно, речевого центра в головном мозге.
Это лишь немногие из логопедических игр, в которые можно играть с детьми. Главное, не делать из них обязательные занятия. Пусть речевое развитие будет восприниматься малышом как приятное занятие. Также важно, чтобы процесс домашнего развития речи шел параллельно с коррекцией у логопеда. В идеале домашние игры и упражнения должен назначать специалист, особенно если у ребенка есть серьезные речевые нарушения.
пт, 08.11.2024 - 12:01
Подготовил
Категория
Методические разработки