• «Листопад». Нужно подготовить «реквизит» — собрать на прогулке желтые и красные осенние листочки или вырезать их заменители из цветной бумаги. А затем можно устроить настоящий листопад — разложить заготовки на столе и активно их сдувать. Зимой листья можно заменить вырезанными из бумаги снежинками — получится снегопад.
• «Соревнование карандашей». Для «забега» нужно подготовить «стадион» — на столе обозначить место старта и финиша. Соревноваться в скорости будут разноцветные карандаши. Участники такого «забега» по очереди дуют на своего «спортсмена». Задача — прийти к финишу первым.
• «Мореплаватели». Для маленького морского приключения нужно сделать кораблики из бумаги, пробки или пенопласта, налить в тазик воду и аккуратно поставить туда «суденышки». А затем устроить на «море» шторм — дуть изо всех сил на кораблики, чтобы они плыли наперегонки.
Важно следить, чтобы при выполнении этих игровых упражнений выдохи были плавными, долгими. Задачу можно постепенно усложнять — увеличивать расстояние между лицом малыша и листочком, снежинкой или корабликом, на который он дует.
Для отработки диафрагмального выдоха
Упражнение выполняется в положении лежа. Малыш лежит на спине, а его рука или любимая игрушка располагается на животе (в области диафрагмы). Задача ребенка — сделать так, чтобы живот хорошо дышал. Такое упражнение выполняется без усилий и не дольше 2-3 минут — чтобы не допустить гипервентиляции.
Для нормализации речевого дыхания
Упражнения выполняются на выдохе — его делают плавно и долго.
• «Озвученный выдох». Произнести отдельные согласные и гласные звуки.
• «Пропавшие звуки». Взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки. Задача малыша — понять, что именно говорит взрослый, и озвучить.
• «Считалочка». Ребенок делает полный вдох, а на выдохе считает — например, от одного до пяти. Потом можно повторить упражнение, но считать уже в обратном порядке.
Для формирования правильного произношения
Чтобы звуки, звукосочетания и слоги получали правильное звуковое оформление, нужно научиться их проговаривать на одном выдохе. Сформировать такие навыки помогут «песенки», подражающие звукам, которые малыш слышит вокруг себя.
Например:
• Змея шипит: «Ш-ш-ш».
• Паровоз сигналит: «Ту-ту!».
• Ребенок плачет; «А-а-а!».
• Воздушный шарик сдувается: «Ф-ф-ф».
• Осенний дождик стучит по крыше: «Кап-кап-кап».
Занятие пройдет намного веселее, если использовать в упражнениях игрушки. Такими помощниками могут быть:
• мячики из пластика, дерева или пенопласта,
• мельницы для песка или воды;
• вертушки и т. д.
пн, 09.12.2024 - 17:06
Подготовил
Категория
Методические разработки