Педагог-психолог Л. В. Чепрасова
Игры с мелкими предметами благотворно сказываются на развитии мелкой моторики ребенка дошкольного возраста. Однако родители часто не придают им значения и не применяют во взаимодействии с ребенком.
Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Повторяя движения взрослых, ребенок активизирует моторику рук. Тем самым вырабатывает ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком. Приведу примеры пальчиковых игр.
«Самомассаж».
Цель: стимулировать процесс речевого и умственного развития. Взрослый произносит текст, сопровождая его определенными действиями. Ребенок повторяет за ним.
Вы готовы, глазки? (Поглаживаем веки.)
-Да!
Вы готовы, ушки? (Поглаживаем уши.)
-Да!
Вы готовы, ручки? (Поглаживаем кисти рук.)
-Да!
Вы готовы, ножки? (Поглаживаем ноги]
-Да!
Вы готовы? (Разводим руки в стороны}
-Да!
«Грибы».
Массаж (или самомассаж) подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечки одного пальца).
Вылезли на кочке - мизинец
Мелкие грибочки: - безымянный
Грузди и горькушки, - средний
Рыжики, волнушки. - указательный
Даже маленький пенек - большой
Удивленья скрыть не мог. - большой
Выросли опята, - указательный
Скользкие маслята, - средний
Бледные поганки - безымянный
Встали на полянке. – мизинец
Осенние листья.
Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки
Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.