Специфика  работы воспитателя  в коррекционных  группах.

Специфика  работы воспитателя  в группах  компенсирующего типа  определяется  имеющимися у каждого  такого дошкольника:

- речевыми недостатками;

- неполной сформированностью  процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимания,  памяти,  словесно-логического  мышления, пальцевой и артикуляционной моторики);

- характерологическими особенностями.

 

Коррекционные  задачи  воспитателя  группы компенсирующей направленности

1.     Постоянное совершенствование  артикуляционной, тонкой и общей моторики.

2.     Закрепление произношения поставленных  логопедом звуков.

3.     Обогащение, уточнение и активизация  отработанной лексики  в соответствии с лексическими темами  программы.

4.     Упражнение  в правильном употреблении  сформированных  грамматических  категорий.

5.     Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх  и упражнениях  на бездефектном  речевом материале.

6.     Формирование связной речи.

7.      Закрепление  формирующихся  навыков звуко-слогового анализа (закрепление навыков чтения и письма).

 

Основные направления коррекционной  работы  воспитателя

группы компенсирующей направленности.

1. Артикуляционная  гимнастика. Выполняется  в течение дня  3-5 раз.

2. Пальчиковая гимнастика. Выполняется  в комплексе  с артикуляционной  3-5 раз  в день.

3. Корригирующая  мини-гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы. Выполняется  ежедневно  после сна.

4. Вечерние индивидуальные занятия  воспитателя  с детьми  по заданию  логопеда,  закрепляющие  звукопроизношение, по индивидуальным  тетрадям  детей. Содержание  занятий определено:

- проговаривание  слогов, слов, предложений;

- повторение скороговорок,  рассказов,  стихов;

-упражнения в звуко-слоговом анализе, синтезе;

- повторение  лексико-грамматических  упражнений;

- упражнения на развитие внимания,  памяти мышления.

5. Фронтальные занятия  по программе ДОУ.

6. Коррекционная работа  вне занятий: во время   режимных моментов,  самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке,  экскурсии,  в играх  и развлечениях.  Особая  значимость  этой работы  заключается в том, что она  является  широкой  практикой свободного  речевого общения детей  и закрепления  речевых навыков в их повседневной  жизни и деятельности.

 

Коррекционная  работа воспитателя  и логопеда  при коррекции звукопроизношения

Логопед / цель

Воспитатель/цель

 

Исправляет нарушения речи: готовит  артикуляционный уклад  дефектных звуков,  ставит их,  автоматизирует

Под руководством логопеда активно  участвует  в коррекционной работе: автоматизирует  поставленные звуки в словах,  словосочетаниях, фразах

Подготовительный этап

В зависимости от характера нарушения звука  вырабатывает и тренирует  движения  органов артикуляционного аппарата, которые  были неправильными или отсутствовали

Закрепляет  произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя  внимание  ребёнка  на его  звучании и артикуляции, используя  картинки-символы и звукоподражания

Этап появления звука

Постановка звуков,  предварительно  отрабатывая  артикуляционный уклад  нужного звука, при этом  использует  специальные приёмы  и отработанные  на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата

Закрепляет произнесение  поставленного  логопедом звука, фиксируя  внимание ребёнка  на его звучании и артикуляции,  используя  картинки-символы и звукоподражания

Этап усвоения звука

Автоматизирует  поставленные звуки; вырабатывается дифференциацию звуков на слух и в произношении; последовательно  вводит его в речь (в слог, предложение,  потешки, стихотворения, в самостоятельную речь)

По заданию  логопеда  с отдельными детьми  закрепляет: поставленный логопедом звук, дифференциацию  его со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя  речевой материал, рекомендованный  логопедом

     

 

 

Поэтапная работа логопеда и воспитателя   по лексической теме

 

Этапы

Содержание работы

Исполнитель

1

Изучение по данной теме  соответствующих понятий, названий  предметов, действий и признаков

Экскурсии, целевые прогулки,  продуктивная деятельность  детей (рисование,  аппликация,  лепка,  конструирование)

Воспитатель, Учитель-логопед

 

 

Воспитатель

2

Предметные занятия, беседы; подробное  рассматривание предметов; выделение  их основных  частей, признаков, действий, выполняемых  с ними; функций предметов

 

Упражнения в практическом словоизменении (на лексическом материале изучаемой темы); сравнение  2 однородных  предметов и на этой основе составление  соответствующих высказываний (ответы на вопросы, короткие описания и др.).

Целенаправленная работа  над предложением

Воспитатель

 

 

Учитель-логопед

Воспитатель под руководством логопеда

 

 

3

Продолжение работы  над предложением. Отработка  различных моделей  словоизменения

 

Разучивание стихотворений, загадок, текстов по изучаемой теме

Учитель-логопед

Воспитатель

Воспитатель, Учитель-логопед

4

Пересказ  текстов  по изучаемой теме, составление рассказов по картинкам, из опыта, описание предметов и др.

 

Драматизация  сказок (рассказов): «инсценирование», театр кукол, театр «теней» и др.

 

Учитель-логопед

Воспитатель

 

Воспитатель, логопед

 

 

Разграничение функций логопеда и воспитателя  в процессе работы  по лексической теме

 

Логопед

Воспитатель

1)На групповых  занятиях знакомит детей  с каждой  новой  лексико-грамматической  категорией, выявляя  тех детей, для которых  необходимо  закрепление материала,  и осуществляет  эту работу на индивидуальных  логопедических занятиях

2) руководит  работой  воспитателя  по расширению, уточнению и активизации  словарного запаса  дошкольников  на занятиях  и в свободное  от занятий  время

1)Проводит занятия по развитию речи, ознакомлением с окружающим и художественной литературой с учётом  изучаемых  лексических тем

2) Пополняет, уточняет  и активизирует словарный запас детей  в процессе  большинства режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, умывание,  игры и т.п.); систематически  контролирует  грамматическую правильность  речи детей  в течение всего времени общения с ними.

 

Категория
Педагогам
Родителям