Специфика работы воспитателя в коррекционных группах.
Специфика работы воспитателя в группах компенсирующего типа определяется имеющимися у каждого такого дошкольника:
- речевыми недостатками;
- неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики);
- характерологическими особенностями.
Коррекционные задачи воспитателя группы компенсирующей направленности
1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
3. Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
6. Формирование связной речи.
7. Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа (закрепление навыков чтения и письма).
Основные направления коррекционной работы воспитателя
группы компенсирующей направленности.
1. Артикуляционная гимнастика. Выполняется в течение дня 3-5 раз.
2. Пальчиковая гимнастика. Выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.
3. Корригирующая мини-гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы. Выполняется ежедневно после сна.
4. Вечерние индивидуальные занятия воспитателя с детьми по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение, по индивидуальным тетрадям детей. Содержание занятий определено:
- проговаривание слогов, слов, предложений;
- повторение скороговорок, рассказов, стихов;
-упражнения в звуко-слоговом анализе, синтезе;
- повторение лексико-грамматических упражнений;
- упражнения на развитие внимания, памяти мышления.
5. Фронтальные занятия по программе ДОУ.
6. Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы заключается в том, что она является широкой практикой свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их повседневной жизни и деятельности.
Коррекционная работа воспитателя и логопеда при коррекции звукопроизношения
Логопед / цель |
Воспитатель/цель
|
|
Исправляет нарушения речи: готовит артикуляционный уклад дефектных звуков, ставит их, автоматизирует |
Под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе: автоматизирует поставленные звуки в словах, словосочетаниях, фразах |
|
Подготовительный этап |
||
В зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или отсутствовали |
Закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребёнка на его звучании и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания |
|
Этап появления звука |
||
Постановка звуков, предварительно отрабатывая артикуляционный уклад нужного звука, при этом использует специальные приёмы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата |
Закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребёнка на его звучании и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания |
|
Этап усвоения звука |
||
Автоматизирует поставленные звуки; вырабатывается дифференциацию звуков на слух и в произношении; последовательно вводит его в речь (в слог, предложение, потешки, стихотворения, в самостоятельную речь) |
По заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет: поставленный логопедом звук, дифференциацию его со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендованный логопедом |
|
Поэтапная работа логопеда и воспитателя по лексической теме
Этапы |
Содержание работы |
Исполнитель |
1 |
Изучение по данной теме соответствующих понятий, названий предметов, действий и признаков Экскурсии, целевые прогулки, продуктивная деятельность детей (рисование, аппликация, лепка, конструирование) |
Воспитатель, Учитель-логопед
Воспитатель |
2 |
Предметные занятия, беседы; подробное рассматривание предметов; выделение их основных частей, признаков, действий, выполняемых с ними; функций предметов
Упражнения в практическом словоизменении (на лексическом материале изучаемой темы); сравнение 2 однородных предметов и на этой основе составление соответствующих высказываний (ответы на вопросы, короткие описания и др.). Целенаправленная работа над предложением |
Воспитатель
Учитель-логопед Воспитатель под руководством логопеда
|
3 |
Продолжение работы над предложением. Отработка различных моделей словоизменения
Разучивание стихотворений, загадок, текстов по изучаемой теме |
Учитель-логопед Воспитатель Воспитатель, Учитель-логопед |
4 |
Пересказ текстов по изучаемой теме, составление рассказов по картинкам, из опыта, описание предметов и др.
Драматизация сказок (рассказов): «инсценирование», театр кукол, театр «теней» и др.
|
Учитель-логопед Воспитатель
Воспитатель, логопед |
Разграничение функций логопеда и воспитателя в процессе работы по лексической теме
Логопед |
Воспитатель |
1)На групповых занятиях знакомит детей с каждой новой лексико-грамматической категорией, выявляя тех детей, для которых необходимо закрепление материала, и осуществляет эту работу на индивидуальных логопедических занятиях 2) руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольников на занятиях и в свободное от занятий время |
1)Проводит занятия по развитию речи, ознакомлением с окружающим и художественной литературой с учётом изучаемых лексических тем 2) Пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе большинства режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, умывание, игры и т.п.); систематически контролирует грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними. |