Подготовил учитель-логопед Киселева Э.А.
Цели:
-развитие артикуляционного аппарата с целью выработки четкого координированного движений и переключаемости с одного движения на другое;
-развитие ощущений от органов артикуляции;
-развитие умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;
- развитие слухового внимания на материале речевых и неречевых звуков;
-знакомство со звуками: У, А, И .
-расширение и уточнения словаря по теме: «Растения сада»
Подготовка:
-посетить фруктовый магазин.
-провести «Вкусное занятие» по разносенсорной апробации фруктов и ягод с присвоением детям звания «Фруктовый дегустатор».
Оорудование:
-Звуковые человечки А.У.И (для фронтальной и индивидуальной работы)
-Ручки, мел; Индивидуальные тетради в клетку.
-макет звука И.
-большая бумажная гусеница (из зелёной бумаги вырезать 10 кругов, часть которых загнуть и наклеить друг на друга; сделать глазки, ротик, рожки; в начале и в конце гусеницы прикрепить подвесные верёвочки для её перемещения).
-сок в пузырьке с дозатором капель.
-аппликативные фигурки дерева, куста, ягодного кустика без ягод, яблока, малины, клубники. Разместить их на шторе окна, драпировке стены или магнитной доске. К дереву прикрепить малину, к кусту – клубнику, к ягодному кустику – яблоко.
-две верёвки; корзинка; небольшой ящик; картинки разнообразных ягод и фруктов, положенных между первым и вторым кружком гусеницы.
-печатный образец буквы И, положенный между вторым и третьим кружочком гусеницы.
-четыре сюжетные картинки, связанные со сбором фруктов, например: яблоня с яблоками, человек снимает яблоки, люди складывают яблоки в ящики, ящики грузят в машину. Расположить их в ряд на полу, оформить игру «Стрелки» (меловые или бумажные стрелки расположены между 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4 картинками, огибая их то снизу, то сверху).
-натуральные продукты (лимон, апельсиновый сок, клубничное варенье, крыжовенный джем, смородиновый напиток, джем «Ассорти»), заранее сложенные в сумку, сетку, полиэтиленовый пакет, мешок (содержимое не должно быть видно).
Ход занятия:
На ковре в центре группы
Педагог. У меня для вас есть подарок. Догадайтесь, откуда он? Подошла я к яблоне и попросила у неё…
Дети. Яблочко.
Педагог. Склонилась я перед грушевым деревом и попросила…
Дети. Грушу.
Педагог. У вишнёвого куста взяла…
Дети. Вишню.
Педагог. У смородиновой ветки…
Дети. Смородину.
Педагог. Перемешала всё это, сок отжала, над огнём подержала, слова добрые вымолвила – и получила волшебные капли. Так откуда же этот подарок?..
Дети. Из сада.
Педагог. Теперь можно прочитать, что на нём написано. Это лилипутские капли. Что с нами произойдёт, если мы их отведаем?..
Дети. Станем маленькими.
Педагог. А для чего нам это нужно? Сейчас сами всё узнаете. Садитесь в кружок поближе друг к другу, закрывайте глаза, открывайте рты, глотайте капли. Покачайтесь из стороны в сторону на ковре и почувствуйте, как вы уменьшаетесь.
Когда дети открывают глаза, перед ними лежит огромная гусеница. Объяснить, что они сами уменьшились и теперь смогут всюду пролезть и увидеть то, что обыкновенным людям не заметить.
Педагог. Гусеничка готова ползти с вами в сад. Но вот беда: она потеряла первый звук своего имени. От него осталась только концовочка -нка. Давайте отыщем недостающий звук среди девочек-гласных. Мы с ним ещё не знакомы.
Возле доски
Дети находят новый звук среди звуковых человечков А.И.У.
Педагог. Это самый весёлый приветливый звук в стране Говорунии. Звуковая девочка всё время улыбается. Улыбнитесь как она, и спойте песенку её имени: «ИИИИ».
Помогите мне заполнить анкету звука [и]. Как и сестрички А,У, звук по имени И живёт в семье гласных – поёт длинную песенку, для которой нет преград. Её отец Голос работает в полную силу – голосит-гласит. Поэтому на шапочке звуковой девочки [и] два колокольчика. Характер у неё ни твёрдый, ни мягкий, а гармоничный – напевный. Её костюмчик раскрашен в красный цвет любви и согласия.
Теперь вы можете сказать, как зовут гусеничку. Для этого подставьте звук [и] перед концовочкой –нка. Её имя Инка. (Одновременно «проговаривает» на левую ладошку частичку -нка и выставляет ладошку вперёд, а правой рукой приставляет к ней звуковую девочку И. Это наглядная опора для словообразования имени Инка).
От радости Инка тоненьким голоском звонко, отрывисто рассмеялась: «И-и-и». А у вас получится такой задорный смешок?
Дети подражают.
Затем детям предлагается поползти вместе с гусеничкой в сад (к аппликативным картинкам-перепутаницам).