Подготовил учитель-логопед Киселева Э.А.

Цели:

-развитие артикуляционного аппарата с целью выработки четкого координированного движений и переключаемости с одного движения на другое;

-развитие ощущений от органов артикуляции;

-развитие  умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;

- развитие слухового внимания на материале речевых и неречевых звуков;

               -знакомство со звуками: У, А, И .

                -расширение и уточнения словаря по теме: «Растения сада»

Подготовка:

-посетить фруктовый магазин.

-провести «Вкусное занятие» по разносенсорной апробации фруктов и ягод с присвоением детям звания «Фруктовый дегустатор».

Оорудование:

-Звуковые человечки А.У.И (для фронтальной и индивидуальной работы)

-Ручки, мел; Индивидуальные тетради в клетку.

-макет звука И.

-большая бумажная гусеница (из зелёной бумаги вырезать 10 кругов, часть которых загнуть и наклеить друг на друга; сделать глазки, ротик, рожки; в начале и в конце гусеницы прикрепить подвесные верёвочки для её перемещения).

-сок в пузырьке с дозатором капель.

-аппликативные фигурки дерева, куста, ягодного кустика без ягод, яблока, малины, клубники. Разместить их на шторе окна, драпировке стены или магнитной доске. К дереву прикрепить малину, к кусту – клубнику, к ягодному кустику – яблоко.

-две верёвки; корзинка; небольшой ящик; картинки разнообразных ягод и фруктов, положенных между первым и вторым кружком гусеницы.

-печатный образец буквы И, положенный между вторым и третьим кружочком гусеницы.

-четыре сюжетные картинки, связанные со сбором фруктов, например: яблоня с яблоками, человек снимает яблоки, люди складывают яблоки в ящики, ящики грузят в машину. Расположить их в ряд на полу, оформить игру «Стрелки» (меловые или бумажные стрелки расположены между 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4 картинками, огибая их то снизу, то сверху).

-натуральные продукты (лимон, апельсиновый сок, клубничное варенье, крыжовенный джем, смородиновый напиток, джем «Ассорти»), заранее сложенные в сумку, сетку, полиэтиленовый пакет, мешок (содержимое не должно быть видно).

Ход занятия:

На ковре в центре группы

Педагог. У меня для вас есть подарок. Догадайтесь, откуда он? Подошла я к яблоне и попросила у неё…

Дети. Яблочко.

Педагог. Склонилась я перед грушевым деревом и попросила…

Дети. Грушу.

Педагог. У вишнёвого куста взяла…

Дети. Вишню.

Педагог. У смородиновой ветки…

Дети. Смородину.

Педагог. Перемешала всё это, сок отжала, над огнём подержала, слова добрые вымолвила – и получила волшебные капли. Так откуда же этот подарок?..

Дети. Из сада.

Педагог. Теперь можно прочитать, что на нём написано. Это лилипутские капли. Что с нами произойдёт, если мы их отведаем?..

Дети. Станем маленькими.

Педагог. А для чего нам это нужно? Сейчас сами всё узнаете. Садитесь в кружок поближе друг к другу, закрывайте глаза, открывайте рты, глотайте капли. Покачайтесь из стороны в сторону на ковре и почувствуйте, как вы уменьшаетесь.

Когда дети открывают глаза, перед ними лежит огромная гусеница. Объяснить, что они сами уменьшились и теперь смогут всюду пролезть и увидеть то, что обыкновенным людям не заметить.

Педагог. Гусеничка готова ползти с вами в сад. Но вот беда: она потеряла первый звук своего имени. От него осталась только концовочка  -нка. Давайте отыщем недостающий звук среди девочек-гласных. Мы с ним ещё не знакомы.

Возле доски 

Дети находят новый звук среди звуковых человечков А.И.У.

Педагог. Это самый весёлый приветливый звук в стране Говорунии. Звуковая девочка всё время улыбается. Улыбнитесь как она, и спойте песенку её имени: «ИИИИ».

Помогите мне заполнить анкету звука [и]. Как и сестрички А,У, звук по имени И живёт в семье гласных – поёт длинную песенку, для которой нет преград. Её отец Голос работает в полную силу – голосит-гласит. Поэтому на шапочке звуковой девочки [и] два колокольчика. Характер у неё ни твёрдый, ни мягкий, а гармоничный – напевный. Её костюмчик раскрашен в красный цвет любви и согласия.

   Теперь вы можете сказать, как зовут гусеничку. Для этого подставьте звук [и] перед концовочкой –нка. Её имя Инка.  (Одновременно «проговаривает» на левую ладошку частичку  -нка и выставляет ладошку вперёд, а правой рукой приставляет к ней звуковую девочку И. Это наглядная опора для словообразования имени Инка).

  От радости Инка тоненьким голоском звонко, отрывисто рассмеялась: «И-и-и». А у вас получится такой задорный смешок?

Дети подражают.

Затем детям предлагается поползти вместе с гусеничкой в сад (к аппликативным картинкам-перепутаницам).

Категория
Родителям